Докдокдок это

школа современной фотографии, образовательные программы которой ориентированы на сочетание общепринятых фотографических подходов с экспериментальными художественными стратегиями. Свою основную задачу мы видим в формировании среды для появления авторов, рассматривающих фотографию в тесной связи с различными аспектами окружающего мира.

В настоящее время школа реализует три долгосрочные программы в области документальной, концептуальной и арт-фотографии, способствует интеграции студентов и выпускников в российский и международный профессиональный контекст. Открытые публичные события, встречи и дискуссии создают возможности для расширения зрительского взгляда — обнаружения новых перспектив в способе смотреть на фотографию, ее потенциал и всевозможные формы.


О выпускниках

Выпускники и студенты «Докдокдок» неоднократно становились призерами и финалистами различных профессиональных конкурсов, среди которых World Press Photo (WPP), Picture of the Year (POYi), Leica Oskar Barnack Newcomer Award, National Press Photographers Association — Best of Photojournalism (NPPA), Center Project Grant, PDN Annual, LensCulture Portrait Award, LensCulture Visual Storytelling Award, ShowOff Krakow Festival, Gomma Grant, Getty Portrait Grant, Flash Forward Magenta, Marilyn Stafford FotoReportage Award, Debut, Il Reportage photojournalism Award, Hellerau Award, Kolga Award, Debut (Vilnius), College Photographer of the Year (CPOY), Atlanta Photojournalism, Sony World Photography Award, Istanbul Photography Awards, FINI — Festival Internaсional de la Imagen, Photon Canada Blanche Award, Pride Photography Award, Life Press Photo, Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, конкурса репортажной фотографии «Памяти Александра Ефремова», конкурсов «Точка на карте», «Молодые фотографы России», Vilnius Photo Circle, Kuala Lumpur International Photoawards, «Прямой взгляд», «Фотомания», PhotoVisa. Работы выпускников экспонировались на выставках в России, Великобритании, США, Нидерландах, Малайзии, Литве, Латвии, Белоруссии, Грузии, Мьянме и других странах; публиковались в российских и зарубежных изданиях, среди которых «Русский Репортер», «Такие Дела», «Огонек», GEO, Meduza, Lenta.ru, «Заповедник», «Медиазона», Colta.ru, Russia beyond the Headlines, New Times, New York Times Lens Blog, New York Times, The Guardian, GUP Magazine, Spiegel, National Geographic, Washington Post, Los Angeles Times, Wired, European Magazine, Doc!, Archivo, Urbanautica и многие другие. Некоторые студенты впоследствии становятся фоторедакторами, в разное время — изданий «Русский Репортер», «Мослента», The Village, Lenta.ru, «Такие Дела», РБК, «Батенька, да вы трансформер», «Известия». Некоторые публикации студентов и выпускников последних лет смотрите в нашем разделе «Новости», перечень достижений в конкурсах — в разделе «Трофеи». Подробнее о выпускниках можно прочесть в разделе «Выпускники».

 

Об образовательном процессе

Обучение в школе ориентировано на максимальное включение учащихся в образовательный процесс посредством разнообразных методов и практик. Процесс складывается из нескольких частей — долгосрочных авторских курсов Миши Доможилова и Феодоры Доможиловой-Каплан; краткосрочных учебных классов по смежным дисциплинам, семинаров и практических воркшопов; а также разнообразных практик (экспедиций, групповых проектов, совместных поездок на фестивали, работой со СМИ, киномарафонов). В течение года проходят встречи и артист-токи с профессионалами мира фотографии. Обучение завершается презентациями выпускных проектов.

О базовых принципах

Основные принципы и методы в организации процесса обучения — формирование учебных групп студентов с разным бэкграундом и уровнем мастерства; погружение в процесс не только в рамках аудитории, но и в периоды между занятиями; свобода самовыражения и выбора на основе взаимного уважения всех участников происходящего.

Одним из важных принципов обучения является взаимодействие с учащимися сразу двух кураторов, что позволяет избежать одностороннего взгляда на работу студента. Приоритет в процессе работы мы видим в отказе от вертикальной структуры «преподавательученик» и создании творческой и мотивирующей атмосферы. В ходе обучения формируется комьюнити не только профессионалов, но людей, объединенных одной страстью.

Образование является «смешанным». Каждое занятие можно не только посетить, находясь в Санкт-Петербурге непосредственно, но и быть на нем в режиме онлайн, имея те же возможности участия в дискуссиях и диалогах, а также посмотреть в записи. Помимо занятий и других совместных практик для общения студентов организовано виртуальное пространство для обмена ссылками, мнениями, сомнениями и жестами взаимной поддержкой.

О технике и организации 

В месяц каждый студент имеет возможность посещать от 4 до 12 занятий (в среднем 8 занятий в месяц), а также другие мероприятия, организованные в рамках учебных программ — интенсивы, культпоходы, открытые лекции. В зависимости от выбранной студентом группы занятия проходят по вечерам в будние дни и в выходные — в пространстве школы в  центре Санкт-Петербурга с одновременной трансляцией онлайн.

Для того, чтобы сделать обучение онлайн комфортным, мы уделяем технической стороне особое внимание. Образовательный класс оснащен микрофонами и камерами. Мы используем современное программное обеспечение: видео-конференции с возможностью аудио- и видео- и текстового включения всех участников. Подключаться к трансляции можно с любых мобильных устройств из любой точки мира, где есть подключение к интернету.

У каждого учащегося есть доступ к студенческому кабинету, где размещаются не только записи занятий, но и презентации лекторов, полезные ссылки, список рекомендованной литературы, домашние задания. В кабинете также присутствуют инструкции по использованию необходимых сервисов и календарь с расписанием занятий. Студенческий кабинет взаимосвязан с файловым хранилищем (облаком), куда студенты загружают выполненные домашние задания и текущую работу, связанную с персональным проектом. Кабинет также имеет версию для мобильных телефонов и планшетов iOS и Android, что позволяет заниматься и общаться с сообществом школы вне дома или работы.

В рамках всех курсов школы студентам предлагается выполнять различные домашние задания, выбор заданий и темпа выполнения остается за учащимся.

Интересные факты

Школа «Докдокдок» была создана в 2015 году на почве взаимной любви к фотографии и в результате встречи документального фотографа и преподавателя Миши Доможилова и Феодоры Каплан — художницы и исследовательницы фотографии. Формальным поводом для первой встречи было интервью с Мишей для одного из фотографических изданий, с которыми в то время сотрудничала Феодора. Интервью, спланированное в духе самых пронзительных образчиков из американского Rolling Stone, так и не было опубликовано. Вторым совместным проектом стал появившийся на свет год спустя сын Мстислав Доможилов. Третьим — художественная коллаборация  группа — Nervetic, созданная в 2019 году.

Имя школы — неологизм, образованный троекратным повторением слога «док». Эта словоформа не случайна. Самое неприкрытое значение лежит в связи фотографии с документальностью. Несмотря на то, что часто документ, как и документальная фотография, воспринимается как нечто достоверное, он никогда не равен ни самому себе, ни той реальности, которую фиксирует. Именно поэтому слога три. Второй смысл кроется в самой этимологии слова «документ», восходящей к латинскому doceō, что в переводе означает «учить». Третий смысл, возможно, самый неочевидный, обретается в самом слове док. Корабельные доки — временные пристанища для судов с целью хранения, ремонта, разгрузки, погрузки и других действий. Док как метафора весьма точно передает характер того, чем занимаются в школе и учащиеся, и преподаватели.

Миша Доможилов начал свою педагогическую и экспедиционную практику за два года до основания «Докдокдок». Среди первых участников его мастерских — состоявшиеся сегодня фотографы Татьяна Виноградова, Валерий Зайцев, Кристина Сырчикова, Евгения Жуланова и другие. Вместе с тем уже первые два выпуска «Докдокдок» были отмечены успехами Марии Гельман (на сегодняшний день победительница конкурса Leica Oskar Barnack Award Newcomer и член фотоагентства VII), Ани Мирошниченко (1-е место на конкурсе POYi, финалистка Gomma Grant и др.), Дарьи Гарник (финалистка The New East Photo Prize, участница международных фестивалей) и других.

Возможно, именно ненаписанное в 2015 году интервью, создало то ощущение нехватки текста, которое обернулось началом библиотеки, расположенной с 2019 года в пространстве школы на улице Рубинштейна. Число изданий в ней превышает 1700 единиц. Вместе с тем это не первая частная библиотека в доме номер 6 по этой улице. С 1888 года и (предположительно) до конца 1890-х здесь находилась частная театральная библиотека Владимира Алексеевича Михайловского (улица тогда носила имя Троицкой). Не менее увлекательно звучит история о том, что в середине XIX века здесь располагалась частная галерея действительного тайного советника, начальника Главного управления почт и телеграфов Фёдора Петровича Прянишникова. Историки утверждают, что именно его коллекция русской живописи вдохновила Павла Михайловича Третьякова собирать свою собственную. Сегодня большая часть коллекции Прянишникова находится в Русском музее. 

В 2017 году впервые запускается курс «Опыты современной фотографии», который начинает определять развитие в школе направления арт-фотографии. Через некоторое время после первого выпуска курса во французском фотографическом журнале Fisheye Magazine выходит материал с заголовком «Россия, увиденная женщинами» о четырех авторках, окончивших «Докдокдок» — Ане Мирошниченко, Тате Гориан, Ксении Сидоровой и Алисе Ганжаровой. В тексте, содержащем информацию о школе, впервые прозвучал каламбур, придуманный авторкой текста Кэроли Коен:  «Docdocdoc! Qui est là? — Докдокдок! Кто там?».

В 2019 году школа была приглашена к участию в международном проекте Blurring the Lines, организованном тремя кураторами из Европы. Организаторы выбирают лучшие, по их мнению, выпускные проекты, созданные в институциях со всего мира — колледжах искусств, академиях, университетах, школах. Выпускные проекты 2019 года Елены Овчинниковой и Алексея Васильева вошли в список финалистов. Проект направлен на представление быстро и радикально меняющегося поля современной фотографии в сегодняшнем мире.

В оформлении страницы использованы фотографии Елены Хованской, Антона Климова, Алексея Душутина, Миши Доможилова, Феодоры Доможиловой-Каплан.