Офлайн / онлайн

Постдокумен­тальная фотография

Подать заявку

Даты проведения

октябрь 2021 – август 2022

Количество занятий

5–12 в месяц

Стоимость курса

6300 ₽ в месяц

Обучение по программе «Постдокументальная фотография» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Миши Доможилова по постдокументальной фотографии.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам: в том числе класс фотокниг, класс современного натюрморта, класс «Тексты для фотографа», класс аналоговой фотографии и альтернативных процессов, класс «Упражнения в прыжках за фотографию», а также большой класс творческих встреч и артист-токов со специалистами индустрии.

Разнообразные практики, среди которых поездки в фотографические экспедиции, участие в интенсивах, совместные поездки на международные фестивали, работа над групповыми проектами и многое другое.

Главными задачами студента курса являются создание персонального фотопроекта или фотокниги и/или участие в групповом проекте, форма которого будет определена в процессе обучения.

Основная программа

Лекции

Лекционный блок посвящен теме документальной фотографии в XXI веке и ее изменениям, связанным с развитием технологий и их влиянием на общество, политику и культуру.

Практические занятия

На практических занятиях происходит разбор домашних заданий, которыми дополнена лекционная часть, а также дается подробная обратная связь по съемкам, сделанным в ходе работы над персональным проектом.

О чем этот курс

В основании программы курса – три основные темы.

  • Постдокументальность. Концепт «документальной фотографии» подразумевает наличие границ – от этических (невмешательство в снимок) до понятийных (восприятие фотографии в качестве документа и автора как того, кто нажимает на спусковой механизм фотоаппарата). Но что происходит, когда сама возможность существования документа ставится под сомнение, в эпоху постдокумента и постправды? В рамках этой темы мы будем пересекать общепринятые границы документальности – манипулировать своими и найденными изображениями, практиковаться в псевдодокументалистике и многое другое;
  • Цифровое изображение. Изменения, произошедшие в фотографической технологии за последние 20 лет, трансформировали роль и значение фотографии как в жизни любого пользователя смартфона, так и в профессиональных сферах – фотожурналистике, документальной фотографии и искусстве. Сегодня мы живем в эпоху вычислительной фотографии, софт-культуры и «видящих машин». Именно отсюда открывается новая перспектива на фотографическое изображение.
  • Фотография и другие медиа. Фотография как средство тесно связана с другими медиа – телевидением, видео, социальными сетями, интернетом, видеоиграми. Здесь мы будем исследовать эту связь и особую, присущую фотографии, специфичность.
  • Исследование. Чтобы работать в поле современной фотографии сегодня, недостаточно уметь пользоваться камерой. Автору необходимо не только иметь понимание, что такое фотография вообще, но и инструменты погружения в область, исследуемую с ее помощью. Эти инструменты можно найти в современных междисциплинарных научных исследованиях, с точки зрения которых мы посмотрим на темы, актуальные в поле современной фотографии – пропаганду, порнографию, экологию, религию, спорт, смерть, будущее и многие другие.

Темы в рамках курса

Теория и история медиа. Модели коммуникации. Основные модели изучения медиа.

Фотография и документ. Свидетельство. Улика и доказательство. Документальность. Постдокументальность. Граница между документальным и игровым, документальной и недокументальной фотографией: можно ли ее пересечь?

Слежка, преследование, вуайеризм как методы работы над проектом. Surveillance art. Sousveillance. Дрон-фотография. Тотальная слежка.

Секс и табу в фотографии и искусстве. Феномен порнографии. Перверсии и девиации.

Кризис документа. Мокьюментари и имитация документального. Игровое на территории документального. Постправда.

Фотография и наука. Расширение возможностей зрения: от рентгена до ультразвука. Использование специфической техники визуализации как основа для проекта: ксерокс, аппарат УЗИ и другие приборы. Фотография и псевдонаука: аура, эктоплазма, призраки.

Архаический миф. Виды мифов и методы их изучения. Архаичный миф в классическом и современном искусстве. Мифическое и сказочное в современной фотографии. Архетипические структуры в массмедиа. Современный миф. Миф и ритуал. Использование мифа в массмедиа. Миф и наука. Лженаука. Национальные стереотипы и ориентализм. Образ России в фотографии. Политический миф. Мифологизация и демифологизация.
Пропаганда и манипуляция. Информационные войны. Методы дезинформации в современных медиа. Конструирование истории, мифа, нации. Образ врага.

Смерть и мортальность. Репрезентация смерти и ритуалов в фотографии. Смерть как метафора, умирание. Death Studies. Цифровая смерть и бессмертие.

Футурология. Фотография и будущее. Медиа в будущем. Новое авторское право. Космос, медицина, технологии в фотографии.

Постфотография. Цифровой код. Глитч. Симуляция, виртуальные миры. Внутриигровая фотография. Вычислительная фотография. Софт-культура. Исследование социальных сетей. Дополненная реальность (ловля покемонов по желанию). Даркнет. Медиагибриды . Big data.

Спорт. Спорт как индустрия. Социология и философия спорта. Спортивные явления: массовый спорт, допинг, фанатизм. Репрезентация тела спортсмена в фотографии и искусстве.

Архив. Вернакулярная фотография. Манипуляция над фотографией.

Природа. Экология. Природа и власть. Человек и животное. Приручение природы. Глобализация и природа.

Аналоговая фотография. Методы бескамерной съемки.  Химический процесс как художественный метод.

Фотография в выставочном пространстве.

Краткосрочные учебные классы

Теория и практика создания фотокниг

8 занятий

Описание класса:
Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления. В ходе класса студенты получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy.
Самые проработанные в ходе обучения на курсе проекты смогут быть реализованы в виде фотокнижного dummy на 5-дневном воркшопе в Санкт-Петербурге в августе 2022 года.

Still life в полевых условиях

Уик-энд. Транслируется в прямом эфире для онлайн-участников, доступно в видеозаписи.

Описание класса:
За три дня мы разберемся в том, что такое натюрморт. Раскодируем это понятие и расскажем, как натюрморт может быть интегрирован в художественные проекты и коммерческие кампании. Создадим десятки натюрмортов из предметов, найденных на блошином рынке и не только.

Аналоговая фотография

4 занятия (1 день)

Описание класса:
На практическом классе по работе с камерами большого формата студенты познакомятся с устройством камер, узнают, в чем их принципиальные особенности и отличия; пройдут весь цикл создания изображения – от зарядки пленочных листов в кассету до наблюдения за магическими действиями печатника. В ходе класса будет получен ответ на вопрос, зачем эта громоздкая и дорогая технология нужна современному фотографу. Кроме того: виды пленок и камер, особенности экспонометрии, альтернативная печать

Встречи с коллегами

Ведущие:
Фотографы, художники, фоторедакторы, кураторы и другие эксперты фотографической индустрии

12 встреч

Описание класса:

Класс состоит из встреч, артист-токов, художниками, исследователями, кураторами, фоторедакторами, которые рассказывают вдохновляющие истории о себе, своей деятельности, механизмах работы фотографической индустрии.

 

Тексты для фотографа

5 занятий

Описание класса:
Современная фотография, будь то документальная история, вымышленный нарратив или художественное высказывание, неотделима от текста о ней. Описание к проекту (project statement), манифест художника (artist statement), биография и CV – тексты, необходимые для представления и продвижения своих работ. Класс состоит из теоретического занятия об особенностях форматов текстов с разбором примеров, а также практикумов, в рамках которых у каждого студента будет возможность поупражняться в письме и сопроводить свою работу текстом.

Упражнения в прыжках за фотографию

4 занятия

Описание класса:

Курс станет экспериментом по выходу за пределы фотографии. Вместе с участниками посмотрим, как изображение может стать частью большой визуальной системы, включающей разные медиумы: звук, видео, интернет, видеоигры, скульптура и др. Занятия пройдут в лекционном и практическом форматах.

Практики

Фотоэкспедиции

Один из самых эффективных методов обучения фотожурналистике – полевые экспедиции. Ставшие легендарными фотографические экспедиции «Докдокдок», с их особенной атмосферой и кодексом, проходят в разных концах страны. Эти насыщенные путешествия дают студентам возможность в сжатые сроки снять полноценную фотожурналистскую историю и на своей шкуре почувствовать все тяготы и радости настоящей полевой работы.

Поездка на фотофестиваль

Одна из ежегодных практик – совместное посещение фестивальных событий. В этом году в фокусе нашего внимания — фотография и современное искусство. Весной 2020 года запланирован организованный выезд на зарубежный международный фестиваль.

Групповые проекты

В работе студентов курса фокус будет направлен не только на персональную проектную деятельность, но и на групповое взаимодействие: групповые проекты вроде выпуска газеты, дискуссии о прочитанном и совместное чтение, мозговые штурмы и другие образовательные практики.

Менторство

Учащимся будет предложено самим стать менторами – разработать мини-курс, сделать презентацию и выступление, поработать в паре с сокурсниками, меняясь ролями. Смена ролей и деятельностей – это новые направления движения, новые вопросы и ответы.

Исследование

В ходе процесса обучения участникам курса будет предложено изучение цифровых сред, где есть изображения. Погружение в сконструированные миры видеоигр, исследование социальных сетей – от TikTok до «Одноклассников», современное телевидение, виртуальная и дополненная реальность – все здесь.


В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

В оформлении страницы использованы фотографии Алисы Ганжаровой, Елены Холкиной, Таты Гориан, Миши Доможилова, Ксении Смыр и Евгении Чапайкиной.