Офлайн / онлайн

Постдокумен­тальная фотография

Подать заявку

Даты проведения

октябрь 2024 – август 2025

Количество занятий

5–10 в месяц

Стоимость курса

7200 ₽ в месяц

Обучение по программе «Постдокументальная фотография» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Миши Доможилова по постдокументальной фотографии.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам: в том числе класс фотокниг, класс «Искусственный свет в фотографии», класс «Основы теории цвета и обработка фотографий для художников», класс «Тексты для фотографа», а также большой класс творческих встреч и артист-токов со специалистами индустрии.

Разнообразные практики, среди которых поездки в фотографические экспедиции, совместные поездки на международные фестивали, работа над групповыми проектами и многое другое.

Главными задачами обучающегося курса являются создание персонального фотопроекта или фотокниги и/или участие в групповом проекте, форма которого будет определена в процессе обучения.

Основная программа

Лекции

Лекционный блок посвящен теме документальной фотографии в XXI веке и ее изменениям, связанным с развитием технологий и их влиянием на общество, политику и культуру.

Практические занятия

На практических занятиях происходит разбор домашних заданий, которыми дополнена лекционная часть, а также дается подробная обратная связь по съемкам, сделанным в ходе работы над персональным проектом.

О чем этот курс

В основании программы курса – три основные темы.

  • Постдокументальность. Концепт «документальной фотографии» подразумевает наличие границ – от этических (невмешательство в снимок) до понятийных (восприятие фотографии в качестве документа и автора как того, кто нажимает на спусковой механизм фотоаппарата). Но что происходит, когда сама возможность существования документа ставится под сомнение, в эпоху постдокумента и постправды? В рамках этой темы мы будем пересекать общепринятые границы документальности – манипулировать своими и найденными изображениями, практиковаться в псевдодокументалистике и многое другое;
  • Цифровое изображение. Изменения, произошедшие в фотографической технологии за последние 20 лет, трансформировали роль и значение фотографии как в жизни любого пользователя смартфона, так и в профессиональных сферах – фотожурналистике, документальной фотографии и искусстве. Сегодня мы живем в эпоху вычислительной фотографии, софт-культуры и «видящих машин». Именно отсюда открывается новая перспектива на фотографическое изображение.
  • Фотография и другие медиа. Фотография как средство тесно связана с другими медиа – телевидением, видео, социальными сетями, интернетом, видеоиграми. Здесь мы будем исследовать эту связь и особую, присущую фотографии, специфичность.
  • Исследование. Чтобы работать в поле современной фотографии сегодня, недостаточно уметь пользоваться камерой. Автору необходимо не только иметь понимание, что такое фотография вообще, но и инструменты погружения в область, исследуемую с ее помощью. Эти инструменты можно найти в современных междисциплинарных научных исследованиях, с точки зрения которых мы посмотрим на темы, актуальные в поле современной фотографии – пропаганду, порнографию, экологию, религию, спорт, смерть, будущее и многие другие.

Темы в рамках курса

Фотография и документ. Свидетельство. Улика и доказательство. Документальность. Постдокументальность. Граница между документальным и игровым, документальной и недокументальной фотографией.

Слежка, преследование, вуайеризм как методы работы над проектом. Surveillance art. Sousveillance. Дрон-фотография. Тотальная слежка.

Секс и табу в фотографии и искусстве. Феномен порнографии.

Кризис документа. Мокьюментари и имитация документального. Игровое на территории документального. Постправда.

Фотография и наука. Расширение возможностей зрения: от рентгена до ультразвука. Использование специфической техники визуализации как основа для проекта: ксерокс, аппарат УЗИ и другие приборы. Фотография и псевдонаука: аура, эктоплазма, призраки.

Футурология. Фотография и будущее. Медиа в будущем. Новое авторское право. Космос, медицина, технологии в фотографии.

Постфотография. Цифровой код. Глитч. Симуляция, виртуальные миры. Внутриигровая фотография. Вычислительная фотография. Софт-культура. Исследование социальных сетей. Дополненная реальность. Медиагибриды . Нейронные сети. Видящие машины. CGI.

Архив. Вернакулярная фотография. Манипуляция над фотографией.

Природа. Экология. Природа и власть. Человек и животное. Приручение природы. Глобализация и природа.

Аналоговая фотография. Виды аналоговой техники: 35мм, средний формат, большой формат. Выбор техники под проект. Виды пленок и их применение в проектах. Пошаговая инструкция по сканированию. Методы бескамерной съемки.  Химический процесс как художественный метод.

Фотография в выставочном пространстве. Продвижение в фотографии. Отбор и порядок в фотографии. Многослойные методы повествования в проектах.

Краткосрочные учебные классы

Теория и практика создания фотокниг

Ведущие: Елена Холкина и Феодора Каплан

8 занятий

Описание класса:
Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления. В ходе класса обучающиеся получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy.

Самые проработанные в ходе обучения на курсе проекты смогут быть реализованы в виде фотокнижного макета на 5-дневном воркшопе под руководством Елены Холкиной и Феодоры Каплан в Санкт-Петербурге в июле 2023 года.

Основы теории цвета и обработка фотографий для художников

Ведущие: Полина и Владимир Мордвиновы

5 занятий

Описание класса:
Из лекций класса студенты узнают основы цветовой теории, начнут ориентироваться в современных тенденциях цветокоррекции в арт-фотографии. Лекторы расскажут об основах работы в программах Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Capture One. Студенты обретут насмотренность, познавая теорию на примерах из арт-фотографии, модной, рекламной и документальной фотографии. Особое внимание будет уделено коллажному и монтажному принципу создания изображений в Adobe Photoshop, а также созданию других специальных эффектов.

Встречи с коллегами

Ведущие:
Фотографы, художники, фоторедакторы, кураторы и другие эксперты фотографической индустрии

12 встреч

Описание класса:

Класс состоит из встреч, артист-токов, художниками, исследователями, кураторами, фоторедакторами, которые рассказывают вдохновляющие истории о себе, своей деятельности, механизмах работы фотографической индустрии.

 

Тексты для фотографа

Ведущая: Феодора Каплан

5 занятий

Описание класса:

Современная фотография, будь то документальная история, вымышленный нарратив или художественное высказывание, неотделима от текста о ней. Описание к проекту (project statement), манифест художника (artist statement), биография и CV – тексты, необходимые для представления и продвижения своих работ. Класс состоит из теоретического занятия об особенностях форматов текстов с разбором примеров, а также практикумов, в рамках которых у каждого обучающегося будет возможность поупражняться в письме и сопроводить свою работу текстом.

Искусственный свет в фотографии

Ведущий: Дмитрий Лукьянов

7 занятий

Описание класса:

Каждый автор, который становится интересным широкой публике, формирует свою визуальность. В теоретической части курса участники познакомятся с приемами  фотографов и художников, для которых свет – это основное выразительное средство. А на практике разберутся в том, как его использование  влияет на характер изображения и подберут собственный инструментарий для работы.

Практики

Фотоэкспедиции

Один из самых эффективных методов обучения фотожурналистике – полевые экспедиции. Ставшие легендарными фотографические экспедиции «Докдокдок», с их особенной атмосферой и кодексом, проходят в разных концах страны. Эти насыщенные путешествия дают обучающимся возможность в сжатые сроки снять полноценную фотожурналистскую историю и на своей шкуре почувствовать все тяготы и радости настоящей полевой работы.

Групповые проекты

В работе обучающихся курса фокус будет направлен не только на персональную проектную деятельность, но и на групповое взаимодействие: групповые проекты вроде выпуска газеты, дискуссии о прочитанном и совместное чтение, мозговые штурмы и другие образовательные практики.

Практика питчинга

Ведущая: Ксения Иванова

Работа над долгосрочным документальным проектом – особенности, планирование основных драматургических точек, финансирование. Питчинг идей и готовых проектов: «Как писать питчи для еще неснятых и уже готовых фотоисторий». Подробный разбор текста и оформления письма-питча к фоторедактору.  Этапы работы, коммуникация с фоторедактором, гонорар, работа с журналистом в поле, отбор, коррекция и оформление материала (заполнение IPTC и тп.). Ответы на вопросы.

 

Исследование

В ходе процесса обучения участникам курса будет предложено изучение цифровых сред, где есть изображения. Погружение в сконструированные миры видеоигр, исследование социальных сетей – от TikTok до «Одноклассников», современное телевидение, виртуальная и дополненная реальность – все здесь.


В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

В оформлении страницы использованы фотографии Алисы Ганжаровой, Елены Холкиной, Таты Гориан, Миши Доможилова, Ксении Смыр и Евгении Чапайкиной.