Выпускники /
Ольга Кузьменкова

Ольга Кузьменкова

Лондон

Родилась в Москве в 1988 году. С детства мечтала стать журналисткой. Окончила журфак МГУ, работала в российских общественно-политических изданиях: в «Газете.Ру», «Медузе» и в Русской службе «Би-би-си». В 2014 году уехала из России. Помыкалась между Ригой и Лондоном, выбрала Лондон. В Лондоне решила, наконец, сделать то, что откладывала больше десяти лет — и пошла учиться фотографии на короткие курсы в колледж «Сент-Мартинс». Влюбилась в фотографию и в магию взаимодействия со светом. Продолжить фотографическое образование решила в российской школе Докдокдок, чтобы понимать, чем живет и дышит российское фотосообщество. В 2020-м закончила обучение на курсе «Опыты современной фотографии», а потом пошла на него же еще раз. Любовь к фотографии с годами только усиливается. Смотрю в будущее с интересом и неугасающим оптимизмом.

okuzmenkova.com

Recover

Recover — проект о преодолении депрессии. Он основан на моем личном опыте преодоления депрессивного эпизода.

Депрессию окружает социальная стигма. О проблемах ментального здоровья слишком часто говорят как о чем-то неизлечимом и определяющем — несмотря на то, что психологические проблемы успешно поддаются лечению. Recover не документирует реалии жизни с депрессией, но исследует процесс исцеления и преодоления этого состояния.

С точки зрения психоанализа, депрессия — есть следствие утраты и суть «горевание» о потере чего-то важного. Recover утверждает, что все меняется и что любая пустота стремится к тому, чтобы быть заполненной чем-то значимым.

Самый темный час всегда перед рассветом.

 

 

Истина где-то рядом

 

Мы тонем
В море данных…
Данные, столько данных,
И ни капли информации.

Агентство национальной безопасности США

Когда-то я работала журналистом и боролась с «фейками»: писала длинные подробные тексты в надежде разоблачить чужую ложь. Каждый раз я задавалась вопросом, имеет ли это смысл? Доходят ли мои тексты до их целевой аудитории?

Мне стало интересно, как люди потребляют информацию и как информация распространяется в обществе. Исследование этой темы привело меня к понятию апофении — феноменальной способности человеческого мозга находить связи между случайными явлениями. Психологи считают, что апофения — это не изъян человеческой психики, а механизм, необходимый для выживания. Когда-то способность видеть закономерности в окружающем мире помогала людям распознавать угрозы и оставаться в безопасности.  

Апофения — это ключ к пониманию теорий заговора. В современном мире стало слишком много информации; человеческий мозг отчаянно пытается разобраться в бесконечном потоке данных. Он создает бессмысленные связи между случайными явлениями, чтобы упорядочить хаос. Механизм, когда-то служивший людям для выживания, теперь представляет угрозу выживанию людей. 

Теории заговора существуют в пограничном пространстве человеческого сознания: это уже не сухие факты, но все еще не чистая выдумка. Мое исследование конспирологического мышления привело меня в лиминальные пространства реального мира: парковки, коридоры, лестницы, комнаты ожидания — пространства, существующие для связи одного места с другим.

Фотографические изображения традиционно используются в качестве доказательств и как инструмент понимания реальности. В то же время нельзя отрицать способность фотографии конструировать нарративы и сокращать расстояние между реальностью и фантазией.

В этом проекте я исследую способность фотографического медиума отражать реальность. Для этого я применяю несколько художественных приемов. Я фотографирую найденные объекты и конструирую ситуации, которые могли бы оказаться в сводке новостей, я использую документальную фотографию, апроприированные изображения, фотографическую типологию и техники графического дизайна. Я изучаю то, как чередование этих подходов создает параноидальный нарратив, в котором правда и ложь сливаются друг с другом, а фотография становится доказательством «фейка».