Выпускники /
Каати Пуолакайнен

Каати Пуолакайнен

Санкт-Петербург

Родилась в 1984 году в городе Мончегорске в Мурманской области. С 2018 года проходит обучение в школе Докдокдок. С 2019 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Участница коллективных выставок, в 2021 году в Музее сновидений Зигмунда Фрейда прошла первая персональная выставка художницы.

kaatipuola.com

Домохозяйка

Я мать троих детей, и я домохозяйка. С течением времени мой мир сузился до четырех стен и решения рутинно-бытовых задач. Изо дня в день я занимаюсь приготовлением еды, уборкой, стиркой, созданием уюта и заботой о детях. Мое повседневное существование сводится к бытовому, эмоциональному и эстетическому обслуживанию семьи.

Фотография стала для меня способом снятия внутреннего напряжения, ухода от рутины и возможностью удовлетворить острую потребность в самоактуализации. Сооружая бесполезные композиции из ежедневных продуктов питания и бытовых вещей, я иронизирую над ролью домохозяйки и вместе с тем придаю значимость обыденному. В процессе создания коллажа я комбинирую и рекомбинирую объекты съемки и фоны, фотографирую их снова и снова, соединяю и обрабатываю полученные изображения в графическом редакторе. Мои действия приобретают автоматический характер, близкий по состоянию к работе по дому. Оставляя явные следы цифровых манипуляций на фотографиях, я как будто заявляю о том, что я есть, я существую.

 

 

Космическая женщина

16 июня 1963 года состоялся космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. Для СССР полет женщины был политическим шагом в космической гонке между державами. За минувшие 57 лет в космосе побывало более 100 советских и российских космонавтов, и только 4 из них женщины. Законодательно в России запрещена трудовая дискриминация, но в сфере труда во многих профессиях до сих пор сохраняется предвзятое отношение к женщинам. Космос негласно считается сугубо мужской прерогативой.

В своём проекте я обращаюсь к бытующим в российском обществе стереотипам о роли женщины, постулирующим материнство и заботу о семье и доме, как базовую потребность женщины. Соединяя данность со своими представлениями о космическом, я создаю свой женский космос.

 

 

Заводи меня

В нашем доме уютно и безопасно. Сядь поудобнее. Я расскажу тебе сказку. Это вымышленная история. Это неправда. Это не про тебя, и не про меня. Жили — были, в тридесятом царстве, в тридевятом государстве… Стерпится слюбится. Сама виновата.

В 2017 году в России было декриминализировано домашнее насилие. Это означало, что агрессор понесёт наказание только в случае убийства или причинения тяжкого вреда здоровью жертвы. Никаких превентивных мер закон не предусматривает. Более, чем в 90% случаев жертвами становятся женщины и дети. Тема домашнего насилия в российском обществе табуирована. Говорить о насилии в семье считается постыдным. Жертвы, открыто заявившие о насилии, сталкиваются с мизогинией и виктимблеймингом, подвергаются общественному порицанию и травле. Принятие закона о домашнем насилии откладывается как  подрывающее духовные скрепы России и угрожающее стабильности общества.

В проекте «Заводи меня» я использую форму социально-бытовой сказки, сказки, в которой нет волшебства и чудес, сказки, которая через реалистический гротеск призвана обличать социальные трудности и проблемы. Я обращаюсь к фотографии как медиуму, способному играть с восприятием и замалчивать правду. Выстраиваю метафорические сюжеты, оставляя следы, протягивающие ниточку от вымысла к реальности. Завуалировано говорю о том, о чем не принято говорить в российском обществе.

Я расскажу тебе сказку. Это вымышленная история. Это неправда. Тебе никто не поверит. Не выноси сор из избы. Эта курица давно мертва, эта рыба протухла. Я расскажу тебе сказку… И жили они долго и счастливо.

 

 

Последние дни на Земле

В новом мире 2020 года экраны стали для большинства людей единственным окном в происходящее. В считанные недели новый вирус захватил территории и страны. Информация о нем заполнила все новостные таблоиды. Мир столкнулся с инфодемией.
Мир, который словно глобальная театральная площадка разыгрывает сцену за сценой, где пользователи – и зрители, и актеры. Влекомые потоком информации, мы погружаемся в иные пространственно-временные измерения, через взгляд медиа формируем представление о реальности, складывая фрагменты событий в единую картину. Социальные сети и средства массовой информации проецируют сюжеты на ткань жизни, конструируют действительность, проникая в живые дышащие структуры. Ни живые, ни мертвые, как вирусные частицы, изображения в своей множественности и бесконечности реплицируются, рекомбинируются и циркулируют в питательном цифровом пространстве медиасреды, оставляя реальность в расфокусе, беспрерывно трансформируя ее образ. Фотография не лжет, она констатирует: «Состояние тяжелое. Прогноз неблагоприятный». Слабое тело реальности надежно сокрыто саваном медиа.