Выпускники /
Елена Хованская

Елена Хованская

Берлин

Документальный фотограф, живет и работает в Берлине. Окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности «Художник-постановщик театра кукол». В 2016-2018 годах прошла обучение в школе «Докдокдок». Работы публиковались в изданиях Calvert Journal, Lenta.ru, Russia beyond the Headlines, Humanistischer Pressedienst, Bird In Flight, «Заповедник». Работа о калмыцких репрессиях «Живые» была отмечена на конкурсе репортажной фотографии «Памяти Александра Ефремова», вошла в шорт-лист премии Hellrau Award, получила отметку жюри на конкурсе Life Press Photo.

О школе «Докдокдок» я узнала от студентки, которая училась в прошлом году у Миши Доможилова. Я уже присматривалась к некоторым зарубежным учебным заведениям, но позитивные отзывы о школе и умеренная цена за обучение в «Докдокдок» взяли верх. Ни фотожурналистикой, ни документальной фотографией я никогда не занималась, поэтому для меня все было с чистого листа. Этот год дал мне много теоретических, а главное – технических знаний: знакомство с работами новых для меня фотографов, а так же иной подход и взгляд на фотожурналистику и на сам процесс съемки. Задания с самого первого и до последнего держали в тонусе. Было сложно и одновременно интересно преодолевать себя. Много тонкостей, кроме основных лекций и семинаров с Мишей Доможиловым, раскрыли социолог, специалист по медиаправу, занятия по арт-фотографии и портретной съемке. Очень важный пункт обучения в школе – экспедиции! Незабываемая практика и проверка на прочность! Советую всем будущим студентам школы побывать хотя бы в одной из них. Подводя итоги первого года обучения, хочу поблагодарить «Докдокдок» и лично Мишу Доможилова за бесценный опыт, полученные знания, а также критику в оценке работ. С нетерпением жду начала второго курса!

Живые

27 декабря 1943 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о ликвидации Калмыцкой АССР. Сразу после началось осуществление операции «Улусы» – депортация коренного населения Калмыкии в Сибирь. Выселение калмыков рассматривалась как мера наказания за массовое противодействие органам Советской власти и борьбу против Красной Армии. Для осуществления операции руководство НКВД задействовало более 4000 отозванных с фронта солдат. Всего за два дня около сотни тысяч человек лишились дома. Их вывозили в вагонах для скота, по дороге они умирали от голода, переохлаждения и эпидемий.
Калмыки были расселены по всей Сибири. Их везли в Омскую, Новосибирскую, Свердловскую, Тюменскую и другие области. Компактное проживание не допускалось, в одной деревне оставляли по несколько семей. В ссылке умерло более 40 тысяч человек. Общие потери населения калмыцкого народа составили более половины его общей численности.
17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину. Они бросали обжитые места и возвращались на родную землю. Спустя десятилетия им удалось сохранить свою культуру, язык и традиции. В 1991 году российским парламентом депортация калмыков была признака актом геноцида.

Остальгия

После падения Берлинской стены прошло без малого 30 лет. Вместе с тем в современном Берлине нередко можно услышать: «Ты из какой части Берлина? Из восточной или из западной?» Эти вопросы – симптом так называемой «остальгии» – ностальгии по временам и культуре Германской Демократической Республики.
Есть и другие симптомы этого феномена культурной самоидентификации. Так в современной Германии очень популярны вещи и предметы, связанные с прошлой эпохой. В моде все, что «сделано в ГДР» – сумки, марки, значки, комсомольские синие рубашки, солдатские ремни и прочие атрибуты повседневной жизни. Популярны фильмы, журналы, книги с изображением жизни в ГДР. Интерьеры некоторых гостиниц, кафе и ресторанов оформлены в духе восьмидесятых годов минувшего века. О прошлом страны напоминают не только превращенные в музеи бывшие контрольно-пропускные пункты, тюрьмы, заводы и административные здания, но и школьные классы, медицинские кабинеты, личные пространства квартир и домов. По мнению «остальгирующих», вместе с ГДР они утратили «уверенность в завтрашнем дне», где для всех были рабочие места, бесплатные государственные детские сады, доступное медицинское обслуживание, дешевый транспорт и коммунальные услуги.