Выпускники /
Надежда Арешина

Надежда Арешина

Санкт-Петербург

Надежда Арешина родилась, живет и работает в Санкт-Петербурге. Окончила юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Изучала документальную фотографию и фотожурналистику в школе современной фотографии Докдокдок. Финалистка и победительница конкурсов Sony World Photography award 2022, LensСulture Portrait awards 2021, Julia Margaret Cameron Award, Felix Schoeller Photo Award и других.

areshina.com

Алтай

Алтайский регион расположен в юго-восточной части России. Особенностью края является природная уникальность. На его территории есть практически все известные виды рельефа — степи, горы, долины. Цивилизации и культуры наслаивались и соединялись на алтайской земле многие века. Религиозные верования старообрядцев и других переселенцев, языческие культы кочевых племен и шаманская традиция образовали насыщенность этого пространства.

Присоединение алтайских земель к Российской империи в 18 веке, приход советской власти, а затем и распад образовали новые культурные слои на этом пространстве. Новые экономические отношения вынуждают население Алтая приспосабливаться к ним. Туризм, дополненный этническим колоритом, является основным видом деятельности.

В последнее время роль Алтая приобрела иной аспект. В обществе, утратившем объединяющие смыслы после распада СССР, возникла потребность поиска таких нарративов, которые бы смогли соответствовать новым духовным потребностям. Так Алтай стал «местом силы». Здесь сильна мифология, сохранилось язычество с его ритуалами и обрядами, люди живут в связи с землей и природой.

Проникнувшись духом кочевников, я проехала по всему Чуйскому тракту, который пересекает Алтай с запад на восток, фотографируя людей, которые мне встречались.

 

Камень и вера

Церковная богослужебная реформа патриарха Никона в середине 17 века привела к расколу Русской церкви, затяжному социальному конфликту и появлению так называемых старообрядцев. Старообрядцы считали своим долгом сохранить «истинную» веру, покидали свои дома и бежали от гонений царской власти в Польшу, к Белому морю, в Нижегородскую область, в Сибирь. 

Первые поселения старообрядцев на Алтае стали появляться в конце 17 века. В то время Алтай, находящийся в южной Сибири, был труднодоступной и неосвоенной землей. Практически вся территория региона покрыта горами, за перевалами которых можно было спрятаться и «спасти веру». Позже, в середине 18 века правительство легализовало положение старообрядцев и их поселений и дало возможность продолжать исповедовать Божье слово по старому обряду. Однако приход советской власти стал еще одним тяжелым испытанием для приверженцев старой веры. Так столетиями, наряду с жизнестойкостью и трудолюбием, формировалась замкнутость и закрытость общины старообрядцев. 

В настоящее время алтайские старообрядческие поселения сохранились на территории Уймонской долины и в отдельных поселениях предгорья Алтая. Путешествуя и знакомясь с жителями старообрядческих сел, я не искала людей, полностью сохранивших старообрядческий уклад во всех его формах и ритуалах. Мне хотелось прочувствовать и обнаружить некий дух, то состояние, теперь уже потомков беглых переселенцев, которые когда-то нашли здесь после гонений свой прижизненный рай.