Выпускники /
Анна Дебрянская

Анна
Дебрянская

Москва

Анна Дебрянская – художница, работающая с видео и фотографией. Родилась в Москве в 1987 году. В художественной практике опирается на опыт работы психотерапевтом и концентрируется на темах неравенства, уязвимости и дискриминации. Студентка школы современной фотографии «Докдокдок». Над персональными проектами работает с 2018 года.

Женщины нет. Я – женщина

В один момент я обнаружила себя несуществующей. Это не было тем, что психиатры называют диссоциативным расстройством, но феноменологически его напоминало: внутренняя пустота, отчужденное тело, отсутствие опор, ориентиров, ощущение несвободной воли. Сложно заметить отсутствие чего бы то ни было, когда не имеешь иного опыта. Поэтому осознание собственной несубъектности было неожиданным и пугающим. Сквозь привычную идентичность жительницы большого города проступила архаичная женщина из напетых бабушкой деревенских песен. Я ощущала себя запертой в деревенской избе, запеленутой пыльной тканью, бесконечно идущей по кругу сквозь темный лес и болотные топи, вынужденной продолжать историю, которую не я начинала и не я выбирала рассказывать.
Образы природы тяготили, преследовали меня. Делая автопортреты в лесных ландшафтах, я использовала материалы антропогенного происхождения в качестве метафоры патриархальной культуры, которая, отождествляя женщину с природой, парадоксальным образом разобщает их. Найденные в лесу объекты я помещала в интимное пространство комнаты, чтобы затем подчиниться их воле. Позволяя коряге, мху или грибам символически осуществлять надо мной насилие в рамках фотоизображения, я задавалась вопросами устройства той системы властных отношений, которая обусловила этот жест. 
«Люди обоих полов традиционно видели женщин отличающимися в связи с их способности к деторождению, таким образом было легко начать рассматривать женщин самих как природу. Логичным выводом представлялось, что мужская нехватка такой “природной” созидательности должна быть компенсирована развитием созидательности символической — занятием гораздо более статусным в большинстве культур. Мужчины выбирают воздействовать на природу, подчинять ее своей воле, в то время как женщины, попросту будучи природой, не могут отделить себя от нее».
Deborah Bright, “Of Mother Nature and Marlboro Men. An Inquiry Into the Cultural Meanings of Landscape Photography”, 1985

https://youtu.be/W_OJbmFHPiM