Выпускники /
Анна Дебрянская

Анна
Дебрянская

Москва

Анна Дебрянская – художница, работающая с видео и фотографией. Родилась в Москве в 1987 году. В художественной практике опирается на опыт работы психотерапевтом и концентрируется на темах неравенства, уязвимости и дискриминации. Студентка школы современной фотографии «Докдокдок». Над персональными проектами работает с 2018 года.

Женщины нет. Я – женщина

В один момент я обнаружила себя несуществующей. Это не было тем, что психиатры называют диссоциативным расстройством, но феноменологически его напоминало: внутренняя пустота, отчужденное тело, отсутствие опор, ориентиров, ощущение несвободной воли. Сложно заметить отсутствие чего бы то ни было, когда не имеешь иного опыта. Поэтому осознание собственной несубъектности было неожиданным и пугающим. Сквозь привычную идентичность жительницы большого города проступила архаичная женщина из напетых бабушкой деревенских песен. Я ощущала себя запертой в деревенской избе, запеленутой пыльной тканью, бесконечно идущей по кругу сквозь темный лес и болотные топи, вынужденной продолжать историю, которую не я начинала и не я выбирала рассказывать.
Образы природы тяготили, преследовали меня. Делая автопортреты в лесных ландшафтах, я использовала материалы антропогенного происхождения в качестве метафоры патриархальной культуры, которая, отождествляя женщину с природой, парадоксальным образом разобщает их. Найденные в лесу объекты я помещала в интимное пространство комнаты, чтобы затем подчиниться их воле. Позволяя коряге, мху или грибам символически осуществлять надо мной насилие в рамках фотоизображения, я задавалась вопросами устройства той системы властных отношений, которая обусловила этот жест. 
«Люди обоих полов традиционно видели женщин отличающимися в связи с их способности к деторождению, таким образом было легко начать рассматривать женщин самих как природу. Логичным выводом представлялось, что мужская нехватка такой “природной” созидательности должна быть компенсирована развитием созидательности символической — занятием гораздо более статусным в большинстве культур. Мужчины выбирают воздействовать на природу, подчинять ее своей воле, в то время как женщины, попросту будучи природой, не могут отделить себя от нее».
Deborah Bright, “Of Mother Nature and Marlboro Men. An Inquiry Into the Cultural Meanings of Landscape Photography”, 1985