2 год

Программа для студентов 2-ого года обучения
«Постдокументальная фотография и новые медиа»
Учебный год: октябрь 2016 – июль 2017

 

Обучение по программе «Постдокументальная фотография и новые медиа» в Школе «ДокДокДок» состоит из трех блоков:

  • основная программа – 10-тимесячный авторский системный курс Миши Доможилова по постдокументальной фотографии;
  • краткосрочные учебные классы специалистов по смежным дисциплинам (работа с архивом, журналистское расследование, мультимедиа, создание фотографических зинов и другие), а также творческие встречи с ведущими специалистами индустрии;
  • разнообразные «практики», в том числе фотографические экспедиции, разноформатные фестивали, работа над групповыми проектами в СМИ, театральные постановки и другие арт-практики и многое другое.

Главными задачами студента 2-ого года обучения являются создание персонального фотопроекта и/или участие в групповых проектах: выставочный проект-интервенция, в котором вместе со студентами на общих основаниях будут участвовать кураторы Школы Миша Доможилов и Феодора Каплан; а также веб-докьюментари, который будет создаваться при участии портала «Такие дела».

 

Основная программа, куратор Миша Доможилов

Wall is coming.

Вводные лекции

Что такое постдок? Постдокументальность в кино, театре, литературе, фотографии. Новая документальность.
Документ, доказательство, свидетельство.

Индивидуальный и коллективный опыт

Травма. Коллективная и индивидуальная травма. Культурная травма.
Постдокументальная фотография и травма. Постпамять.

Фотография и табу

Репрезентация боли, насилия и смерти в фотографии. Табуированные темы: секс, порнография, криминал. Преследование, вуйаеризм, провокация.

Фотограф как герой

Документация персонального опыта как основа для проекта. Дневниковая фотография. Автопортрет, селфи.

Фотограф как режиссер

«Докарт», «докуфикшн» и «мокьюментари». Конструирование, реконструирование действительности.

Нефотоаппарат

Альтернативные способы создания изображения. Дрон-фотография. От Рентгена до ксерокса. Телевидение. Фотография и наука.
Вещь. (Пост)документальная фотография без человека.

Архив и «найденное изображение»

Апроприация. Манипуляция, коллаж. Использование прикладных техник (лаптеплетение, рисование, вышивка и другие).

Фотография и мифотворчество

Мифологизация и демифологизация. Жанр site specific. Пропаганда и информационные войны (в фотографии). Ориентализм. Образ России в фотографии.

Фотографии в публичном пространстве

Фотографическая и художественная выставки как явление современной культуры. Фотокнига, зин. Краткая теория медиа. Понятие о медиа. Новые медиа. Линейное мультимедиа. Веб-док. Интерактивные медиа. Социальные сети и фотопроект.

Виртуальная реальность

Виртуальные миры, Интернет. Опыт многопользовательских игр. Симуляция, гиперреальность. Дополненная реальность (ловля покемонов по желанию) Даркнет. Нет-арт. Диджитал арт. Медиа-арт.

Фотофутурология

Фотография и будущее. LTE. Медиа в будущем. Новое авторское право.

Краткосрочные учебные классы

I. Класс по истории фотографии

4C8A8654

Ведущий класса: Миша Доможилов, продолжительность – 5 занятий

В отличие от студентов первого года второкурсники становятся соавторами этого класса, участвуя в создании подробного таймлайна по истории фотографии, создавая мнемонические карты, выявляя новые связи между событиями и явлениями, анализируя и открывая интересные факты и работая с малоизвестными источниками и архивами, заполняя существующие лакуны на фотографической карте.

II. Класс мультимедиа

Screen Shot 2016-08-14 at 15.55.17

Screen Shot 2016-08-14 at 15.56.51

Ведущие класса: Миша Доможилов и Сергей Карпов

На базе портала «Такие Дела» студенты создадут полноценный групповой веб-докьюментари. В процессе обучения у студентов будут проведены практические занятия по использованию фотокамеры для записи видео, работа со звуком. В рамках класса будут применены различные методы групповой и персональной работы: брейншторм, клаусура, gantt-диаграммы и другое.

Сергей Карпов – руководитель отдела спецпроектов портала «Такие Дела», создатель проекта «Последние-30» и шеф-редактор проекта «Mediacrowd». Документальный фотограф-фрилансер. В 2012–2014 гг. – штатный фотограф агентства ИТАР-ТАСС.

III. Класс по истории и практике создания фотокниг и зинов

8T9A4256
Ведущие класса: ведущие специалисты в области изучения и создания фотокниг, программа уточняется.

Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления. В ходе класса студенты получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля, как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy и тонкостях работы во взаимодействии с дизайнером и типографией.

IV. Класс по работе с архивом

17
Ведущий класса: Светлана Шуранова

Архивные документы – следы произошедших событий. Они обретаются в общественных архивах и индивидуальных биографиях, существуют в физических пространствах и виртуальных – онлайн. Архивы – один из самых очевидных путей исследования того или иного феномена или события.

На классе по работе с архивами студенты узнают, как использовать архивные документы в эпоху цифровых технологий, какие архивы существует в нашей стране и что в них можно найти. Ведущий класса поделится практическими советами о получении доступа к архивам и непосредственной работе в «архивном поле». Какие права имеет человек в получении необходимой информации? Какие препятствия могут возникнуть на пути исследователя? Как визуализировать найденную информацию? Получая ответы на эти и другие вопросы в рамках класса студентам будет предложено выполнить проект с использованием архивных документов и/или фотографий.

Светлана Шуранова – социолог, сотрудник Международного общества «Мемориал», координатор проекта «Личное дело каждого».

V. Ридинг-класс. Нескучное чтение по теории фотографии и медиа

Ведущий класса: Миша Доможилов, продолжительность – 6-8 занятий

За чтением литературы, которую принято называть «заумью» мы не дадим вам ни заснуть, ни даже заскучать. Во-первых, благодаря системе «перевернутого класса» – перед прочтением того или иного текста студенты будут получать бодрящее видео, где в том числе запрещенными способами будет зашифрована информация, мотивирующая к чтению, а также даны инструкции по самостоятельному покорению текстовых вершин. Во-вторых, благодаря предложенной форме попурри из тщательно отобранных нами отрывков. В-третьих, с помощью поддерживающих чтение действий и деятельностей – просмотров фильмов, сериалов, журналов, слушанием (сочинением) музыки.
К изучению будут предложены отрывки из текстов:
1. Зара Абдуллаева «Постдок. Игровое/неигровое»
2. Статус Документа: окончательная бумажка или отчужденное свидетельство?
3. Джон Берджер «Фотография и ее предназначения»
4. Пьер Бурдье, Люк Болтански и другие «Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии»
5. Сьюзен Сонтаг «Смотрим на чужие страдания»
6. Умберто Эко «Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ
7. Эдвард Вади Саид «Ориентализм»
8. Травма:пункты: Сборник статей
9. Маршалл Маклюэн «Понимание Медиа: внешние расширения человека»
10. Жан Бодрийяр «Симулякры и симуляции»
11. Новые медиа: социальная теория и методология исследований
12. Дональд Матисон «Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов»
13. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм

VI. Класс журналистского расследования

doc02doc
В процессе разработки

VII. Класса по съемке на камеру большого формата

NrozRDyctxk
Ведущий класса: Миша Доможилов, продолжительность – 2 занятия
На практическом классе по работе с камерами большого формата мы не только познакомимся с устройством камер, но и узнаем, в чем их принципиальные особенности и отличия; пройдем вместе со студентами весь цикл создания изображения: от зарядки пленочных листов в кассету до наблюдения за магическими действиями печатника. Пройдя класс, будет получен ответ на вопрос, зачем эта громоздкая и дорогая технология нужна современному фотографу?

VIII. Класс картографии

В процессе разработки

*В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения

 

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Твитнуть

Подпишитесь на нашу рассылку