Офлайн / онлайн

Постдокумен­тальная фотография

Подать заявку

Даты проведения

октябрь 2019 – август 2020

Количество занятий

4–12 в месяц

Стоимость курса

5900 ₽ в месяц

Обучение по программе «Постдокументальная фотография» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Миши Доможилова по постдокументальной фотографии.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам: в том числе класс фотокниг, класс коллажа, современного натюрморта, класс текста для фотографов, а также творческие встречи с ведущими специалистами индустрии.

Разнообразные практики, среди которых поездки в фотографические экспедиции, участие в интенсивах, совместные поездки на международные фестивали, работа над групповыми проектами и многое другое.

Главными задачами студента курса являются создание персонального фотопроекта или фотокниги и/или участие в групповом проекте, форма которого будет определена в процессе обучения.

Основная программа

Лекции

Лекционный блок посвящен теме документальной фотографии в XXI веке и ее изменениях, связанных с развитием технологий и их влиянием на общество, политику и культуру.

Практические занятия

На практических занятиях происходит разбор домашних заданий, которыми дополнена лекционная часть, а также дается подробная обратная связь по съемкам, сделанным в ходе работы над персональным проектом.

О чем этот курс

В основании программы курса — три основные темы.

  • Постдокументальность. Концепт «документальной фотографии» подразумевает наличие границ – от этических (невмешательство в снимок) до понятийных (восприятие фотографии в качестве документа и автора как того, кто нажимает на спусковой механизм фотоаппарата). Но что происходит, когда сама возможность существования документа ставится под сомнение, в эпоху постдокумента и постправды? В рамках этой темы мы будем пересекать общепринятые границы документальности – манипулировать своими и найденными изображениями, практиковаться в псевдодокументалистике и многое другое;
  • Фотография и другие медиа. Фотография как средство тесно связана с другими медиа – телевидением, видео, социальными сетями, интернетом, видеоиграми. Здесь мы будем исследовать эту связь и особую, присущую фотографии, специфичность.
  • Исследование. Чтобы работать в поле современной фотографии сегодня, недостаточно уметь пользоваться камерой. Автору необходимо не только иметь понимание, что такое фотография вообще, но и инструменты погружения в область, исследуемую с ее помощью. Эти инструменты можно найти в современных междисциплинарных научных исследованиях, с точки зрения которых мы посмотрим на темы, актуальные в поле современной фотографии — пропаганду, порнографию, экологию, религию, спорт, смерть, будущее и многие другие.

Темы в рамках курса

Теория и история медиа. Модели коммуникации. Основные модели изучения медиа. Медиум – есть сообщение.
Фотография и документ. Документальность. Постдокументальность. Граница между документальным и игровым, документальной и недокументальной фотографией: можно ли ее пересечь?Слежка, преследование, вуайеризм как методы работы над проектом. Survavelence art. Дрон-фотография. Тотальная слежка.
Секс и табу в фотографии и искусстве. Феномен порнографии. Перверсии и девиации.
Кризис документа. Мокьюментари и имитация документального. Игровое на территории документального.
Фотография и наука. Расширение возможностей зрения: от рентгена до ультразвука. Использование специфической техники визуализации как основа для проекта: ксерокс, аппарат УЗИ и другие приборы. Фотография и псевдонаука: аура, эктоплазма, призраки.
Видео. Видео-арт, кино, фотография. Современное телевидение.
Древний миф. Виды мифов и методы их изучения. Архаичный миф в классическом и современном искусстве. Мифическое и сказочное в современной фотографии. Архетипические структуры в массмедиа.
Современный миф. Миф и ритуал. Использование мифа в массмедиа. Миф и наука. Лженаука. Национальные стереотипы и ориентализм.
Образ России в фотографии. Политический миф. Мифологизация и демифологизация.
Пропаганда и манипуляция. Информационные войны. Методы дезинформации в современных медиа. Методичка пропагандиста. Конструирование истории, мифа, нации. Образ врага. Постправда.
Смерть и мортальность. Репрезентация смерти и ритуалов в фотографии. Смерть как метафора, умирание.
Футурология. Фотография и будущее. Медиа в будущем. Новое авторское право.
Симуляция, виртуальные миры, Интернет. Опыт многопользовательских игр.
Исследование социальных сетей. Дополненная реальность (ловля покемонов по желанию). Даркнет. Нет-арт. Диджитал-арт. Медиа-арт. Big data.
Спорт. Спорт как индустрия. Социология и философия спорта. Спортивные явления: массовый спорт, допинг, фанатизм. Репрезентация тела спортсмена в фотографии и искусстве.
Религия. Религиозное искусство. Критика религии в искусстве. Христианство. Сотворение мира, чудо, конец света. Религия как основание конфликта. Ритуалы и социальные группы.
Природа. Экология. Природа и власть. Человек и животное. Приручение природы. Глобализация и природа.
Аналоговая фотография как обособленное медиа. Методы бескамерной съемки.  Химический процесс как художественный метод.

Краткосрочные учебные классы

I. Класс по теории и практике создания фотокниг

Ведущая:
Елена Холкина

8 занятий

Описание класса:
Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления. В ходе класса студенты получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy. Те, кто будет целенаправленно работать над фотокнижным проектом в течение года, сможет сделать свой dummy в последнюю неделю учебного года (август 2020) на 5-дневном воркшопе с Еленой Холкиной в Санкт-Петербурге.

II. Класс по теории и практике создания коллажа

Ведущая:
Татьяна Алмонд (Tati S. Titch)

4 занятия (уик-энд)

Описание класса:
Класс «Ту глу (to glue)» – о том, как сделать так, чтобы все клеилось. Как говорили древние китайцы (изобретшие бумагу, между прочим): «Что наша жизнь? Коллаж!» Мы постараемся вникнуть в суть визуальных кодов, композиционных пятен и увидеть излюбленный прием Параджанова, где не ждали.

III. Класс «Still life в полевых условиях»

Ведущие:
Ксения Смыр и Евгения Чапайкина (проект «Соль»)

Уик-энд. Транслируется в прямом эфире для онлайн-участников, доступно в видеозаписи.

Описание класса:
За три дня мы разберемся в том, что такое натюрморт. Раскодируем это понятие и расскажем, как натюрморт может быть интегрирован в художественные проекты и коммерческие кампании. Создадим десятки натюрмортов из предметов, найденных на блошином рынке и не только.

IV. Аналоговый класс

Ведущий:
Миша Доможилов

4 занятия (1 день)

Описание класса:
На практическом классе по работе с камерами большого формата студенты познакомятся с устройством камер, узнают, в чем их принципиальные особенности и отличия; пройдут весь цикл создания изображения — от зарядки пленочных листов в кассету до наблюдения за магическими действиями печатника. В ходе класса будет получен ответ на вопрос, зачем эта громоздкая и дорогая технология нужна современному фотографу.

V. Класс «Модная фотография»

Ведущая:
Анна Волкова

4 занятия

Описание класса:
В общем стремлении к оригинальности и новому взгляду, мода и фотография больше века находятся в очень тесных отношениях, влияют друг на друга и переживают общие драмы. И если в начале этих тесных отношений фотография способствовала становлению модной индустрии, то современная мгновенная фотография с большим успехом расшатывает ее устоявшиеся механизмы. В курсе из 4-х занятий мы рассмотрим фотографию как значимый инструмент модной индустрии и поговорим о том, какими средствами создается образ.

VI. Класс «Тексты для фотографа»

Ведущая:
Феодора Доможилова-Каплан

5 занятий

Описание класса:
Современная фотография, будь то документальная история, вымышленный нарратив или художественное высказывание, неотделима от текста о ней. Описание к проекту (project statement), манифест художника (artist statement), биография и CV – тексты, необходимые для представления и продвижения своих работ. Класс состоит из теоретического занятия об особенностях форматов текстов с разбором примеров, а также практикумов, в рамках которых у каждого студента будет возможность поупражняться в письме и сопроводить свою работу текстом.

Практики

Фотоэкспедиции

Один из самых эффективных методов обучения фотожурналистике – полевые экспедиции. Ставшие легендарными фотографические экспедиции «Докдокдок», с их особенной атмосферой и кодексом, проходят в разных концах страны. Эти насыщенные путешествия дают студентам возможность в сжатые сроки снять полноценную фотожурналистскую историю и на своей шкуре почувствовать все тяготы и радости настоящей полевой работы.

Поездка на фотофестиваль

Одна из ежегодных практик – совместное посещение фестивальных событий. В этом году в фокусе нашего внимания — фотография и современное искусство. Весной 2020 года запланирован организованный выезд на зарубежный международный фестиваль.

Групповые проекты

Студенты вовлечены в создание групповых проектов. Проект «На Ленина» посвящен исследованию трансформации городского ландшафта России. «Русский Паттерн» — исследование шаблонов российской современной действительности. Групповой проект «Человечное» – дань классическому фотожурналистскому жанру – истории о человеке. Студенты также принимают участие в групповом исследовательском проекте, посвященном советским фотоальбомам.

В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

В оформлении страницы использованы фотографии Алисы Ганжаровой, Карины Фоминой, Елены Холкиной, Татьяны Алмонд, Миши Доможилова, Ксении Смыр и Евгении Чапайкиной.