2 курс

Программа для студентов 2-ого года обучения
«Постдокументальная фотография и другие медиа»
Учебный год: октябрь 2017 – август 2018

Обучение по программе «Постдокументальная фотография и другие медиа» в Школе «ДокДокДок» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Миши Доможилова по постдокументальной фотографии.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам (класс по теории и практике видео-арта, класс по работе с архивом, класс по истории, теории и практике создания фотокниг, класспо истории, теории и практике создания коллажа, Digital-класс), а также творческие встречи с ведущими специалистами индустрии, в том числе фоторедакторами СМИ.

Разнообразные практики, в том числе участие в фотографических экспедициях, разноформатных фестивалях, работа над групповыми проектами, документальный театр и многое другое.

Главными задачами студента 2-ого года обучения являются создание персонального фотопроекта или фотокниги и/или участие в групповом проекте, форма которого будет определена в процессе обучения.

Основная программа, куратор Миша Доможилов

Программа курса состоит из трех больших тем.

  • Постдокументальность. Концепт «документальной фотографии» подразумевает наличие границ – от этических (невмешательство в снимок) до понятийных (восприятие фотографии в качестве документа и автора как того, кто лишь нажимает на спусковой механизм фотоаппарата). Но что происходит, когда сама возможность существования документа ставится под сомнение, когда на смену документу приходит постдокумент? В рамках этой темы мы будем пересекать общепринятые границы документальности – вмешиваться в заимствованные изображения, практиковаться в псевдодокументалистике и многое другое.
  • Фотография и другие медиа. Фотография как средство тесно связана с другими медиа – телевидением, видео, социальными сетями, Интернетом, видеоиграми и другими. Здесь мы будем исследовать эту связь и особую, присущую фотографии, специфичность.
  • Исследование. Чтобы быть современным фотографом, мало уметь вовремя нажать на кнопку. Чтобы стать автором, необходимо не только иметь понимание, что же такое фотография, но и инструменты погружения в область, исследуемую с её помощью. Эти инструменты можно найти в современных междисциплинарных научных исследованиях, с точки зрения которых мы посмотрим на такие феномены как пропаганда, терроризм, порнография, власть, природа, смерть, религия, спорт, будущее и многие другие.

 

Темы в рамках курса

Теория и история медиа. Модели коммуникации. Основные модели изучения медиа. Медиум – есть сообщение.

Фотография и документ. Документальность. Постдокументальность. Граница между документальным и игровым, документальной и недокументальной фотографией: можно ли ее пересечь?

Слежка, преследование, вуайеризм как методы работы над проектом. Survavelence art. Дрон-фотография. Тотальная слежка.

Секс и табу в фотографии и искусстве. Феномен порнографии. Перверсии и девиации.

Военная фотография сегодня. «Новая война». Репрезентация войны и эстетизация страдания. Последствия военных конфликтов. Концептуальные подходы в изображении военных конфликтов в фотографии и искусстве.

Терроризм. Особенности явления. Медиа и терроризм. Политический террор. Терроризм и национальная безопасность. Критическая теория терроризма. Образ врага.

Кризис документа. Мокьюментари и имитация документального. Игровое на территории документального.

Фотография и наука. Сайнс-арт. Био-арт. Расширение возможностей зрения: от рентгена до ультразвука. Использование специфической техники визуализации как основа для проекта: ксерокс, аппарат УЗИ и другие приборы. Фотография и псевдонаука: аура, эктоплазма, призраки.

Видео. Видео-арт, кино, фотография. Современное телевидение.

Коллекция вещей. Современный натюрморт и инсталляция. Методика создания коллекции вещей для фотографического проекта. Понятие о коллекционировании, общество потребления, социология вещей. Интернет вещей.

Древний миф. Виды мифов и методы их изучения. Архаичный миф в классическом и современном искусстве. Мифическое и сказочное в современной фотографии. Архетипические структуры в массмедиа.

Современный миф. Миф и ритуал. Использование мифа в массмедиа. Миф и наука. Лженаука. Национальные стереотипы и ориентализм.

Образ России в фотографии. Политический миф. Мифологизация и демифологизация.

Пропаганда и манипуляция. Информационные войны. Методы дезинформации в современных медиа. Методичка пропагандиста. Конструирование истории, мифа, нации. Образ врага. Постправда.

Смерть и мортальность. Репрезентация смерти и ритуалов в фотографии. Смерть как метафора, умирание.

Футурология. Фотография и будущее. Long Term Evolution. Медиа в будущем. Новое авторское право.

Симуляция, виртуальные миры, Интернет. Опыт многопользовательских игр.

Исследование социальных сетей. Дополненная реальность (ловля покемонов по желанию). Даркнет. Нет-арт. Диджитал-арт. Медиа-арт. Big data.

Власть и толпа. Глобализация. Экономика. Репрессии.

Спорт. Спорт как индустрия. Социология и философия спорта. Спортивные явления: массовый спорт, допинг, фанатизм. Репрезентация тела спортсмена в фотографии и искусстве.

Религия. Религиозное искусство. Критика религии в искусстве. Христианство. Сотворение мира, чудо, конец света. Религия как основание конфликта. Ритуалы и социальные группы.

Природа. Экология. Природа и власть. Человек и животное. Приручение природы. Глобализация и природа.

Аналоговая фотография как обособленное медиа. Методы бескамерной съемки.  Химический процесс как художественный метод.

 

Краткосрочные учебные классы

I. Класс по истории фотографии

Ведущий класса: Миша Доможилов, продолжительность – 5 занятий

В отличие от студентов первого года второкурсники становятся соавторами этого класса, участвуя в создании подробного таймлайна по истории фотографии, создавая мнемонические карты, выявляя новые связи между событиями и явлениями, анализируя и открывая интересные факты и работая с малоизвестными источниками и архивами, заполняя существующие лакуны на фотографической карте.

II. Класс по теории и практике создания фотокниг

Ведущая класса: Елена Холкина, продолжительность – 5 занятий; при наличии у студентов материала для создания фотокниги предусмотрены практические занятия

Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления. В ходе класса студенты получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля, как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy и тонкостях работы во взаимодействии с дизайнером и типографией.

1. Вводная лекция. Понятие современной авторской фотокниги, основные особенности и характеристики формата, краткая история развития c примерами и сопоставлением книг из прошлого и настоящего. Погружение в контекст, нахождение общего поля.

2. Декомпозиция фотокниги. Смотрим и разбираем чужие проекты, исследуя, как устроена книга и от чего зависит ее структура, как форма диктуется авторской идеей/художественным замыслом и взаимодействует с содержанием.

3. Мои книги и опыт книгоиздания. Селф-паблишинг, выставочная и фестивальная деятельность, издательства, воркшопы, конкурсы. Смотрим и разбираем несколько книг-победителей международных фестивалей.

4. Анализ авторских текстов к проектам – какие бывают варианты? Что работает, а что не очень – на примере нескольких книг.

5. Feedback от студентов – самостоятельное исследование и представление книжных авторских проектов, обсуждение. Попытка использовать весь теоретический материал и применить его для анализа чужих проектов, чтобы затем двигаться в сторону собственного, уже имея опыт работы с чужим материалом.

Елена Холкина – художник, фотограф, автор/независимый издатель книжных проектов. Выпускница Института проблем современного искусства (Москва) и Фотодепартамента (Санкт-Петербург), сооснователь группы независимых издателей Russian Independent Selfpublished, стипендиат Urban Urge 2014 и победитель конкурса книжных черновиков Rock your dummy 2013 (Париж). Лена работает с фотографией, видео, проекцией, танцем, перформансом и издает artist books. Танцевальный бэкграунд определяет интерес автора к телесности и проявлениям тела в статике изображения и динамике видео.

Проекты и книги Лены были представлены на выставках в Москве (6-я Московская биеннале современного искусства (Основной проект + Параллельная программа)), ГЭС-2, Рабочий и Колхозница, ММОМА, Артплей, ЦСИ Сокол, галерея Беляево, Random Gallery, Гоголь-центр), Санкт-Петербурге (параллельная программа Манифесты-10, галерея Тайга, Фотодепартамент), Казани, Красноярске, Норильске, Екатеринбурге, Угличе и за рубежом (Delhi Photo Festival, Minsk Month of Photography, Ono Arte Contamporanea Bologna, Photobook Week Aarhus, Belfast Photo Festival, Self Publish Riga, Le Photobook Fest Paris, Madrid Photobook, Unseen Amsterdam, Vienna Photobook, The Smell of Dust S֘ao Paolo + Berlin, Spine Photobook Stockholm, Athens Photofestival, Kolga Tbilisi) и др..

III. Класс по работе с архивом

4C8A8654

Ведущие класса: Елена Хэрмэнс, Миша Доможилов, Феодора Каплан, продолжительность – 4 занятия

Архивные документы – следы произошедших событий. Они обретаются в общественных и семейных архивах, существуют в физических пространствах и виртуальных. Архивы – один из самых очевидных путей исследования того или иного феномена или события.

В практике современной фотографии и искусства архив занимает особое место. Количество серий и проектов, созданных за последнее десятилетие с использованием архивных материалов, весьма велико. Это могут быть личные истории, в которых архивные материалы восполняют пробелы в рассказе. А также высказывания, спровоцированные архивными материалами – о памяти, истории, интерпретации, контексте, манипуляции, то есть в конечном итоге – о способах функционирования самого фотографического изображения.

Помимо этого происходят и обратные процессы – когда фотографы и художники сами берутся за создание архива, компенсируя существующую культурную нехватку. И это особенно актуально сейчас, когда исследователи постмодернистского общества констатируют, что с приходом компьютерной эры, архив, как база данных, вытеснил классическую форму последовательного повествования.

В этом году для участия в классе по работе с архивом мы пригласили Елену Хэрменс, которая расскажет об особенностях процесса генеалогического поиска. Из ее занятий студенты узнают, как извлечь максимум информации из фамилии, из близких родственников и свидетелей, фотографий, документов и материальных свидетельств прошлого. Елена поделится психологическими нюансами и трюками, которые пригодятся в этом деле, а также расскажет об особенностях взаимодействия с различными архивными учреждениями – ЗАГСами, архивами предприятий, партархивами.

Елена Хэрмэнс – исследователь, занимается генеалогическими и тематическими исследованиями более 16 лет. Имеет многолетний опыт индивидуальных консультаций по генеалогии и составлению родословной. Сооснователь проекта «Еврейские корни».

IV. Класс по теории и практике создания коллажа

Ведущая класса: Татьяна Алмонд (Tati S. Titch), продолжительность – 4 занятия

Класс «Ту глу (to glue)» – это 4 занятия, рассказывающие, как сделать так, чтобы все клеилось. Как говорили древние китайцы (изобретшие бумагу, между прочим): «Что наша жизнь? Коллаж!» Мы постараемся вникнуть в суть визуальных кодов и композиционных пятен и увидеть излюбленный прием Параджанова, где не ждали.

1. Все началось с изысканного трупа: рассказ про истоки жанра в попытках обойти Википедию.

2. Что я сделала для хип-хопа в свои годы: про то, как моментальная фотография и должность стилиста в Playboy привела меня к коллажу. Стрит-арт, геотеги и международные коллаборации.

3. Клейкий дзен: что происходит с коллажем здесь и сейчас.

4. Попытка самостоятельного творчества под чутким цифровым оком. Вы клеите там, я – тут. Обмениваемся оценочными суждениями.

Татьяна Алмонд (Tati S. Titch) родилась 31 год назад в Казахстане и с тех пор успела пожить в Соединенных Штатах, Эквадоре, Франции и Грузии. Искусству училась в Британской Высшей Школе Дизайна (курс Михаила Розанова по арт-фотографии) и в New York Film Academy (режиссёрский курс). C 2014 года является единственным фотографом, представляющим Россию на официальном сайте Fujifilm, посвящённом моментальной фотографии www.instax.com. Выставлялась в США, Франции, Германии, Республике Кипр, Эквадоре, России, Казахстане и Беларуси.

V. Класс по теории и практике видео-арта

Ведущая класса: Маша Данцис, продолжительность – 10 занятий

С развитием возможностей видеотехники, с появлением аналоговой магнитной пленки и воспроизводящих аппаратов исчезло время, требуемое для проявки и монтажа, а видеоматериал мог быть продемонстрирован сразу после съемки. Это коренным образом изменило формальные и содержательные возможности фильма. В свою очередь, в художественном мире также происходили ощутимые перемены, что и дало толчок для развития нового направления в искусстве – видео-арта.

Через историческую классификацию и анализ знаковых работ Нам Джун Пайка, Вольфа Фостелля и других класс дает возможность:

• проследить, как создавалась собственная эстетика нового направления в искусстве;

• исследовать, какие различия существуют между видео-искусством и другими кинематографическими работами;

• обратить внимание на то, как новые цифровые техники повлияли на развитие видео- арта;

• научиться воспринимать видео работу в пространстве и «читать/понимать» видео инсталляции.

Класс подразумевает практическую часть, где студенты смогут реализовать одну из своих задумок. Под руководством преподавателя пройти период от написания синопсиса, до реализации видео – инсталляции в выставочном пространстве.

Каждая встреча проходить в три этапа: лекционная часть – теория и история; просмотр видео работ; обсуждение.

1. Целлулоид – новый материал и «движущаяся картинка» – как новое средство для художественных экспериментов. От синематографа к видео-арту.

2. Как развитие технических средства записи расширяют обычные художественные практики. Возникновение движения «Флюксус».

3. Восприятие и аффекты. Видео: материальные аспекты нематериального медиа. Интерактивные работы Петера Вайбеля.

4. Расширенные возможности, кино или фильм в выставочном пространстве. Рождение видео-инсталляции.

5. Методы кинематографии в контексте видео-искусства. Работы Эйя Лииза Ахтила.

6. Видео-перформанс и видео-документ. Вали Экспорт и группа «Венский Акционизм».

7. Что такое видео-скульптура? Гилберт и Джордж, «Поющая скульптура».

8. Видео-искусство последних 10 лет. Влияние технического прогресса. Просмотр и обсуждение работ с последних выставок – Documenta, Transmediale, Festival Oberhausen и других.

9. Видео-арт vs видео-инсталляция. Проблемы презентации, инсценировка видео в выставочном пространстве.

10. Архитектура видео-инсталляции и нарратив пространства. Видео-арт в Off Spaces.

Маша Данцис – доцент Берлинской школы живописи и дизайна, художник (видео-арт). Маша родилась в Ленинграде, училась на факультете кинорежиссуры в Санкт-Петербургской Академии Культуры. Получила образование в Академии Искусств в Касселе на факультете визуальных искусств. В аспирантуре Берлинского университета искусств изучала вопросы презентации видеоинсталляций. В своём творчестве Маша Данцис исследует воздействие массмедийной культуры на обычную жизнь человека, его чувства, на его взаимоотношения с обществом. В Берлинской школе живописи и дизайна Маша преподаёт практику и теорию современного визуального искусства. Она номинант «Биеннале арт-кино» (Кёльн, 2007), фестиваля документального кино в Касселе (2005, 2009 гг.), лауреат конкурса междисциплинарных художников Германии Columbus Art Foundation (2010, Лейпциг). Участвовала в выставках в Германии, Испании, Англии и России.

VI. Класса по съёмке на камеру большого формата


Ведущий класса: Миша Доможилов, продолжительность – 1 день
На практическом классе по работе с камерами большого формата мы не только познакомимся с устройством камер, но и узнаем, в чём их принципиальные особенности и отличия; пройдём вместе со студентами весь цикл создания изображения: от зарядки плёночных листов в кассету до наблюдения за магическими действиями печатника. В ходе класса будет получен ответ на вопрос, зачем эта громоздкая и дорогая технология нужна современному фотографу.

VII. Digital-класс

Ведущий класса: Миша Доможилов, продолжительность – как пойдёт

Практический класс, посвящённый визуальным исследованиям социальных сетей, глубокой паутины (Deep Web), компьютерных игр и виртуальных миров. Из класса мы узнаем, можно ли создать проект на базе аватарок «Одноклассников»? Можно ли провести исследование, прокачивая персонажа в World of Warcraft? И, наконец, возможно ли организовать групповую экспедицию «ДокДокДок» в многопользовательский виртуальный мир?

 

 

В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

Главными задачами студента 2-ого года обучения являются создание персонального фотопроекта или фотокниги и/или участие в групповом проекте, форма которого будет определена в процессе обучения.
Кураторы – Миша Доможилов, Феодора Каплан.

В оформлении страницы использованы фотографии Дарьи Гарник, Зинаиды Илюхиной, Елены Холкиной, Татьяны Алмонд, а также снимок с видом видео-инсталляции Билла Виолы.

Подпишитесь на нашу рассылку

Новости Школы в вашем ящике