Обучение по программе «Постдокументальная фотография» состоит из трех блоков.
Основная программа – 11-месячный авторский курс Миши Доможилова по постдокументальной фотографии.
Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам: в том числе класс фотокниг, класс современного натюрморта, класс «Тексты для фотографа», класс «Упражнения в прыжках за фотографию», а также большой класс творческих встреч и артист-токов со специалистами индустрии.
Разнообразные практики, среди которых поездки в фотографические экспедиции, участие в интенсивах, совместные поездки на международные фестивали, работа над групповыми проектами и многое другое.
Главными задачами обучающегося курса являются создание персонального фотопроекта или фотокниги и/или участие в групповом проекте, форма которого будет определена в процессе обучения.
Основная программа
Лекции
Лекционный блок посвящен теме документальной фотографии в XXI веке и ее изменениям, связанным с развитием технологий и их влиянием на общество, политику и культуру.
Практические занятия
На практических занятиях происходит разбор домашних заданий, которыми дополнена лекционная часть, а также дается подробная обратная связь по съемкам, сделанным в ходе работы над персональным проектом.
О чем этот курс
В основании программы курса – три основные темы.
- Постдокументальность. Концепт «документальной фотографии» подразумевает наличие границ – от этических (невмешательство в снимок) до понятийных (восприятие фотографии в качестве документа и автора как того, кто нажимает на спусковой механизм фотоаппарата). Но что происходит, когда сама возможность существования документа ставится под сомнение, в эпоху постдокумента и постправды? В рамках этой темы мы будем пересекать общепринятые границы документальности – манипулировать своими и найденными изображениями, практиковаться в псевдодокументалистике и многое другое;
- Цифровое изображение. Изменения, произошедшие в фотографической технологии за последние 20 лет, трансформировали роль и значение фотографии как в жизни любого пользователя смартфона, так и в профессиональных сферах – фотожурналистике, документальной фотографии и искусстве. Сегодня мы живем в эпоху вычислительной фотографии, софт-культуры и «видящих машин». Именно отсюда открывается новая перспектива на фотографическое изображение.
- Фотография и другие медиа. Фотография как средство тесно связана с другими медиа – телевидением, видео, социальными сетями, интернетом, видеоиграми. Здесь мы будем исследовать эту связь и особую, присущую фотографии, специфичность.
- Исследование. Чтобы работать в поле современной фотографии сегодня, недостаточно уметь пользоваться камерой. Автору необходимо не только иметь понимание, что такое фотография вообще, но и инструменты погружения в область, исследуемую с ее помощью. Эти инструменты можно найти в современных междисциплинарных научных исследованиях, с точки зрения которых мы посмотрим на темы, актуальные в поле современной фотографии – пропаганду, порнографию, экологию, религию, спорт, смерть, будущее и многие другие.
Темы в рамках курса
Теория и история медиа. Модели коммуникации. Основные модели изучения медиа.
Фотография и документ. Свидетельство. Улика и доказательство. Документальность. Постдокументальность. Граница между документальным и игровым, документальной и недокументальной фотографией.
Слежка, преследование, вуайеризм как методы работы над проектом. Surveillance art. Sousveillance. Дрон-фотография. Тотальная слежка.
Секс и табу в фотографии и искусстве. Феномен порнографии.
Кризис документа. Мокьюментари и имитация документального. Игровое на территории документального. Постправда.
Фотография и наука. Расширение возможностей зрения: от рентгена до ультразвука. Использование специфической техники визуализации как основа для проекта: ксерокс, аппарат УЗИ и другие приборы. Фотография и псевдонаука: аура, эктоплазма, призраки.
Архаический миф. Виды мифов и методы их изучения. Архаичный миф в классическом и современном искусстве. Мифическое и сказочное в современной фотографии. Архетипические структуры в массмедиа. Современный миф. Миф и ритуал. Использование мифа в массмедиа. Миф и наука. Лженаука. Национальные стереотипы и ориентализм. Образ России в фотографии. Политический миф. Мифологизация и демифологизация.
Пропаганда и манипуляция. Информационные войны. Методы дезинформации в современных медиа. Футурология. Фотография и будущее. Медиа в будущем. Новое авторское право. Космос, медицина, технологии в фотографии.
Постфотография. Цифровой код. Глитч. Симуляция, виртуальные миры. Внутриигровая фотография. Вычислительная фотография. Софт-культура. Исследование социальных сетей. Дополненная реальность. Медиагибриды . Нейронные сети. Видящие машины. CGI.
Архив. Вернакулярная фотография. Манипуляция над фотографией.
Природа. Экология. Природа и власть. Человек и животное. Приручение природы. Глобализация и природа.
Аналоговая фотография. Методы бескамерной съемки. Химический процесс как художественный метод.
Фотография в выставочном пространстве. Продвижение в фотографии. Отбор и порядок в фотографии. Многослойные методы повествования в проектах.
Краткосрочные учебные классы
Теория и практика создания фотокниг
Ведущие: Елена Холкина и Феодора Каплан
8 занятий
Описание класса:
Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления. В ходе класса обучающиеся получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy.
Самые проработанные в ходе обучения на курсе проекты смогут быть реализованы в виде фотокнижного макета на 5-дневном воркшопе под руководством Елены Холкиной и Феодоры Каплан в Санкт-Петербурге в июле 2023 года.
Основы теории цвета и обработка фотографий для художников
Ведущие: Полина и Владимир Мордвиновы
5 занятий
Описание класса:
Из лекций класса студенты узнают основы цветовой теории, начнут ориентироваться в современных тенденциях цветокоррекции в арт-фотографии. Лекторы расскажут об основах работы в программах Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Capture One. Студенты обретут насмотренность, познавая теорию на примерах из арт-фотографии, модной, рекламной и документальной фотографии. Особое внимание будет уделено коллажному и монтажному принципу создания изображений в Adobe Photoshop, а также созданию других специальных эффектов.
Встречи с коллегами
12 встреч
Описание класса:
Класс состоит из встреч, артист-токов, художниками, исследователями, кураторами, фоторедакторами, которые рассказывают вдохновляющие истории о себе, своей деятельности, механизмах работы фотографической индустрии.
Тексты для фотографа
Ведущая: Феодора Каплан
5 занятий
Описание класса:
Современная фотография, будь то документальная история, вымышленный нарратив или художественное высказывание, неотделима от текста о ней. Описание к проекту (project statement), манифест художника (artist statement), биография и CV – тексты, необходимые для представления и продвижения своих работ. Класс состоит из теоретического занятия об особенностях форматов текстов с разбором примеров, а также практикумов, в рамках которых у каждого обучающегося будет возможность поупражняться в письме и сопроводить свою работу текстом.
Упражнения в прыжках за фотографию
Ведущая: Тата Гориан
4 занятия
Описание класса:
Курс станет экспериментом по выходу за пределы фотографии. Вместе с участниками посмотрим, как изображение может стать частью большой визуальной системы, включающей разные медиумы: звук, видео, интернет, видеоигры, скульптура и др. Занятия пройдут в лекционном и практическом форматах.
Практики
Фотоэкспедиции
Один из самых эффективных методов обучения фотожурналистике – полевые экспедиции. Ставшие легендарными фотографические экспедиции «Докдокдок», с их особенной атмосферой и кодексом, проходят в разных концах страны. Эти насыщенные путешествия дают обучающимся возможность в сжатые сроки снять полноценную фотожурналистскую историю и на своей шкуре почувствовать все тяготы и радости настоящей полевой работы.
Фотографический интенсив
В учебном сезоне 2022/2023 мы организуем новую практику – выездной фотографический интенсив. Четыре дня мы будем говорить о фотографии, смотреть фотографию, делать фотографию, перепридумывать фотографию для себя. Поодиночке, группами, парами, на воркшопах и в коммуникативных практиках, в горе и в радости.
Групповые проекты
В работе обучающихся курса фокус будет направлен не только на персональную проектную деятельность, но и на групповое взаимодействие: групповые проекты вроде выпуска газеты, дискуссии о прочитанном и совместное чтение, мозговые штурмы и другие образовательные практики.
Менторство
Учащимся будет предложено самим стать менторами – разработать мини-курс, сделать презентацию и выступление, поработать в паре с сокурсниками, меняясь ролями. Смена ролей и деятельностей – это новые направления движения, новые вопросы и ответы.
Исследование
В ходе процесса обучения участникам курса будет предложено изучение цифровых сред, где есть изображения. Погружение в сконструированные миры видеоигр, исследование социальных сетей – от TikTok до «Одноклассников», современное телевидение, виртуальная и дополненная реальность – все здесь.
В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.
В оформлении страницы использованы фотографии Алисы Ганжаровой, Елены Холкиной, Таты Гориан, Миши Доможилова, Ксении Смыр и Евгении Чапайкиной.
Рассылка Докдокдок
Докдокдок в соцсетях
Следуй за нами