Опыты современной фотографии

Учебный год: октябрь 2018 – август 2019

Обучение по программе «Опыты современной фотографии» в школе «Докдокдок» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Феодоры Доможиловой-Каплан по теории и практике современной концептуальной документальной и арт-фотографии.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам: классы по истории и теории фотографии, по истории и теории искусства, ридинг-класс, класс видео-арта, класс фотокни, класс коллажа и другие.

Разнообразные практики, в том числе участие в интенсивах, совместных кинопросмотрах, дискуссионных мероприятиях, работа над групповыми проектами и многое другое.

Главными задачами студента курса являются создание персонального фотопроекта или фотокниги и/или участие в групповом проекте, форма которого будет определена в процессе обучения.

 

Основная программа, куратор Феодора Доможилова-Каплан

Вот уже несколько десятилетий вера в достоверность фотографического изображения ломается об утверждение, что ни одна фотография не является документом. Это, по сути, равнозначно обратному: все есть документ. Так деление фотографии на «документальную» и «арт-» оборачивается условностью, результатом некогда принятого соглашения.

Под коркой кажущейся простоты, фотография скрывает неочевидное. И это скрытое – не что иное, как она сама. Это ее физические свойства и способ бытования – в социальной реальности и в пространстве художественного высказывания.

Современная фотография, понятая, разумеется, не как «создаваемая нашими современниками», более не несет на себе бремя «мгновенного отражения реальности». Но вместе с тем все же удерживает тесную связь с действительностью. Связь эта – самого интимного свойства, поскольку следствием ее является приращение нового.

Само это новое, или проявление скрытого фотографии, является ничем иным, как результатом опыта, через который в процессе создания изображения проходит автор, в процессе восприятия – зритель, и как следствие – они оба. С точки зрения самой современной фотографии, она знает немало способов осуществления этого опыта – документация, перформанс, реэнектмент, интервенция, скульптурирование, провокация, концептуализация и это еще не все.

Помимо опытов и экспериментов – внутри мыслительного процесса, в стенах студии и любого другого пространства (чем мы и будем заниматься в течение года) – есть еще одна важная деталь, о которой не стоило бы умалчивать: современная фотография неизбежно пересекается с полем интеллектуальной мысли.

Поэтому на протяжении 11 месяцев мы будем плясать с камерой и без вокруг фотографического котла. В нем, подогреваемая особой атмосферой одновременного творческого процесса, будет кипеть бурная фотографическая деятельность. Чувства будут закинуты в бульон разума. Личные истории и пристрастия обратятся свидетельством культурно-социальных процессов. Философские и искусствоведческие тексты придадут нужные обертоны.

В рамках курса предполагается изучение следующих тем:

Почему нельзя научить искусству. О выборе темы для высказывания. Эстетический опыт и переживание. Между аффектом и рациональностью. Классика и авангард. Китч и Кэмп. Медиум-специфичность. Прекрасное и Возвышенное. «Истерическое возвышенное», «травматическое возвышенное», «технологическое возвышенное», «обыденное возвышенное» «миниатюрное возвышенное». Формализм. Минимализм. Концептуализм. Перформанс и перформативная фотография. Документация перформанса. Семиотика. Феноменология и тело. Критическая теория. Критика капитализма. Феминизм и постфеминизм. Постколониальная теория. Психоаналитическая оптика. Структурализм. Постструктурализм. Деконструкция. А также более практичные вопросы — тексты для фотографа, экспонирование фотографических проектов и техническая сторона производства, продвижение фотографической работы.

Помимо теоретического материала, сопровождаемого большим количеством примеров (из фотографии, кино, искусства), прохождение курса подразумевает самостоятельное чтение и групповое обсуждение текстов, интерактивные взаимодействия в группе и выполнение практических домашних заданий. В работе над персональной серией студенты получают необходимую навигацию по изучению дополнительных источников.

 

Краткосрочные учебные классы

I. Класс технического мастерства

Ведущие класса — Миша Доможилов, Дарья Вострякова, Николай Сеннов и другие специалисты, 8 занятий.

Создание персонального проекта – основная задача студентов к финалу учебного года. В этом процессе важно не только «что говорить», но и «как говорить». В классе технического мастерства учащиеся получат необходимые знания об основных инструментах работы с фотографией.
1. Основы создания фотографического изображения. Настройки камеры, экспозиция, фокусное расстояние и многое другое.
2.Профессиональные приемы. Максимальное использование возможностей техники, режимы съемки в зависимости от жанра, резервирование, работа со вспышкой. Программы пакетного просмотра и отбора.
3. Основы работа в Adobe Photoshop. Цветокоррекция и базовая ретушь. Основы работы в Adobe Lightroom. Ограничения цветокоррекции в классической фотожурналистике.
4. Основы работы в Adobe InDesign для создания книжных макетов.
5. Работа с пленочными камерами.
6. Видеосъемка на DSLR-камеру.
7. Подготовка изображения к печати.
8. Публичное выступление и создание презентаций.

II. Класс истории зарубежной и отечественной фотографии

Ведущие класса — Миша Доможилов, Александр Савельев, 9 занятий.

В рамках класса истории фотографии ее последовательное развитие будет рассмотрено в тесной связи с контекстом – социальным, историческим, культурным, художественным. На протяжении всего своего существования фотография как выразительное средство и как инструмент видения, познания, манипуляции играла существенную роль во многих сферах – производстве, науке, масс-медиа, в рамках социальных институтов, в рутинной повседневности людей. Об этом взаимовлиянии, а также о разных техниках, главных направлениях, именах, мировых выставках и различных коллективах пойдет речь на классе по истории фотографии. Посмотрим в прошлое и настоящее, предположим фотографическое будущее. Класс предусматривает 5 занятий по истории зарубежной фотографии и 4 занятия по российской и советской истории фотографии.

III. Ридинг-класс по теории фотографии

Ведущая класса — Феодора Доможилова-Каплан, 5 занятий.

На протяжении нескольких занятий мы будем знакомиться с теорией фотографии посредством изучения хрестоматийных текстов. Погружению в текстовый материал будут способствовать практические задания, интерактивная форма работы в группе, разглядывание и анализ серий и проектов и другие способы не заскучать.
1. Вальтер Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Фотография как новая чувственность. Фотоизображение между копией и оригиналом. Тиражирование – гибель или спасение?
2. Джон Бергер «Искусство видеть». Проблема взгляда в искусстве. Прямое и скрытое сообщение изображения.
3. Ролан Барт «Camera lucida. Комментарий к фотографии». Фотография, любовь и смерть. Фотографическое изображение в круговороте культурного и индивидуального.
4. Сьюзен Сонтаг «О фотографии». Что фотография делает с миром посредством человека и что с миром делает человек посредством фотографии?
5. Вилем Флюссер «За философию фотографии». Роль фотоаппарата и фотографа в фотографическом процессе. Фотография в системе коммуникации, фотографирование как соблазн.

IV. Класс «История искусства как история образа:
от первобытности к модернизму»

Ведущая класса — Ирина Соколова, 5 занятий.

Основа курса — история и эволюция художественных практик, представленная как путь развития и трансформаций образного мышления. Курс подразумевает последовательное изучение истории искусства от первобытной эпохи до  начала ХХ века (эпохи модернизма), всего многообразия выразительных языков и практик представления художественного.
Кроме того, в рамках изучения истории искусства предполагается формирование целостного представления о культурно-цивилизационных, географических и социально-политических особенностях, повлиявших на становление типов образного мышления эпох и визуальной культуры в целом.
Образ — основа семантической и семиотической художественной картины мира. Вне образного мышления невозможно ни создавать, ни воспринимать искусство. Однако зачастую образы в искусстве, особенно в исторической перспективе, интерпретируются слишком конкретно или, наоборот, обобщенно, что существенно обедняет процесс восприятия.
Курс, посвященный истории искусства как истории образа, дает возможность не только изучить художественное наследие эпох и особенности его восприятия, но и научиться открывать  множественность возможных интерпретаций творчества.

Ирина Соколова — кандидат культурологии, психолог, арт-терапевт, старший преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета, независимый куратор. Закончила РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «теория и история культуры», защитила кандидатскую диссертацию по теме «Феномен медиа в художественной культуре неоавангарда»; в период обучения проходила стажировку в Школе искусств г. Кассель (Германия), работала научным сотрудником сектора фундаментальных исследований культуры Российского института культурологии, научным сотрудником Института истории естествознания и техники РАН. В настоящее время сфера научных и практических интересов связана с теорией и практикой арт-терапевтической работы, арт-медиацией, изучением различных форм посредничества в художественной и психотерапевтической работе, музейной педагогикой, визуальной экологией и мифологией творчества.

V. Класс «Теория и история современного искусства
(вторая половина XX – начало XXI вв.)»

Ведущая класса — Ирина Соколова, 5 занятий.

Цель курса — дать целостное представление об искусстве второй половины XX – начала XXI вв., описать основные теории современного искусства, анализирующие и интерпретирующие формы явленности художественного.
Начиная со второй половины ХХ века — времени радикальных трансформаций картины мира, теоретические формы рефлексии о сознании и реальности, представленные в теории и философии культуры и искусства и эстетике, максимально близко подходят к художественным практикам, так, что временами совпадают, порождая новые подходы к критике, кураторской работе и соотношению внутри дихотомии «теория/практика» в целом.
Курс по теории и истории современного искусства — это изучение принципов новаторства и отказа от него, пути радикальности и возврата к истокам, истории движения и звука, музея и улицы.
В рамках курса предполагается изучение следующих тем:
в рамках истории искусства — направления искусства 30-44 гг. ХХ века: от модерна к постмодерну, начало постмодернизма и кризис репрезентации, искусство в «расширенном поле» (инсталляция, перформанс, хеппенинг, акционизм, лэнд-арт), вторая часть постмодернизма: 80 гг. ХХ в. — начало XXI в. (Европа и Россия), конец постмодерна и концепт «переходного времени»;
в рамках теории искусства — современное искусство в текстах М. Фуко, Р. Барта, К. Гринберга, Л. Липпард, Р. Краусс, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, Н. Буррио, Ж. Диди-Юбермана, Б. Гройса и других теоретиков.

VI. Класс «Видеоискусство/медиаискусство:
история, теория и практика»

Ведущая класса — Маша Данцис, 12 занятий. Класс подразумевает практическую часть — под руководством преподавателя пройти период от написания синопсиса до реализации видео-инсталляции в выставочном пространстве.

С развитием возможностей видеотехники, с появлением аналоговой магнитной пленки и воспроизводящих аппаратов исчезло время, требуемое для проявки и монтажа, а видеоматериал мог быть продемонстрирован сразу после съемки. Это коренным образом изменило формальные и содержательные возможности фильма. В свою очередь, в художественном мире также происходили ощутимые перемены, что и дало толчок для развития нового направления в искусстве – видео-арта.
Через историческую классификацию и анализ знаковых работ Нам Джун Пайка, Вольфа Фостелля и других класс дает возможность проследить, как создавалась собственная эстетика нового направления в искусстве; исследовать, какие различия существуют между видеоискусством и другими кинематографическими работами; обратить внимание на то, как новые цифровые техники повлияли на развитие видео- арта.
Иной аспект осмысления видеоискусства – его экспонирование. В художественном дискурсе видео-арт или новые медиа описываются как нематериальная, нестабильная или вариативная форма искусства. С одной стороны, эти термины отражают проблему видео-форматов, скорость смены которых заставляет художников задумываться о последующей жизни своей работы. С другой — они указывают на проблематику выставочного процесса. Видео-художник и куратор в процессе монтажа выставки вынуждены каждый раз заново решать задачу презентации одной и той же работы, учитывая такие аспекты, как технический способ передачи изображения, размер проекции, выставочные условия (где и когда проходит выставка), особенности архитектуры выставочного помещения, проблемы «соседства» с другими произведениями.
Основная задача презентации это создать атмосферу, в которой зритель максимально естественно смог бы осмыслить художественное произведение. При этом инсценировка объекта искусства — это часть самого произведения. Опыт, который получает зритель, находясь в выставочном пространстве, — это совокупность многих факторов, от культурологических до технических.
Итак, мы имеем две перспективы — художник/куратор, с одной стороны, и зритель – с другой. Эти две позиции объединяет один насущный вопрос: как стратегически решить проблему презентации и выставить видео-инсталляцию так, что бы зритель ее воспринял максимально близко к задуманному?
1. Целлулоид – новый материал и «движущаяся картинка» как новое средство для художественных экспериментов. От синематографа к видео-арту.
2. Телевизор как инструмент для художественных экспериментов.
3. Как развитие технических средств записи расширяют обычные художественные практики. Движение «Флюксус».
4. Жанры видеоискусства.
5. Ready-made в видеоискусстве — использование имеющихся материалов, найденные фильмы.
6. Видео-арт vs видео-инсталляция. Проблемы презентации, инсценировка видео в выставочном пространстве.
7. Видео-перформанс и видео-документ. Инсценировка документа.
8. Дисплей. Выставочный нарратив. Выставочное соседство.

Маша Данцис – доцент Берлинской школы живописи и дизайна, художник (видео-арт).  Училась на факультете кинорежиссуры в Санкт-Петербургской Академии Культуры, получила образование в Академии Искусств в Касселе на факультете визуальных искусств. В аспирантуре Берлинского университета искусств изучала вопросы презентации видеоинсталляций. В своем творчестве Маша Данцис исследует воздействие массмедийной культуры на обычную жизнь человека, его чувства, на его взаимоотношения с обществом. В Берлинской школе живописи и дизайна преподает практику и теорию современного визуального искусства. Номинант «Биеннале арт-кино» (Кельн, 2007), фестиваля документального кино в Касселе (2005, 2009 гг.), лауреат конкурса междисциплинарных художников Германии Columbus Art Foundation (Лейпциг, 2010). Участница выставок в Германии, Испании, Англии и России.

VII. Класс по теории и практике создания фотокниг

Ведущая класса – Елена Холкина, 7 занятий. В последнюю неделю учебного года (август 2019) для студентов, целенаправленно работающих над фотокнижным проектом в течение года, будет предусмотрен 5-дневный интенсив в Санкт-Петербурге с Еленой Холкиной по изготовлению книжного макета.

Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления. В ходе класса студенты получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля, как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy и тонкостях работы во взаимодействии с дизайнером и типографией.
1. Вводная лекция. Понятие современной авторской фотокниги, основные особенности и характеристики формата, краткая история развития c примерами и сопоставлением книг из прошлого и настоящего. Погружение в контекст, нахождение общего поля.
2. Декомпозиция фотокниги. Смотрим и разбираем чужие проекты, исследуя, как устроена книга и от чего зависит ее структура, как форма диктуется авторской идеей/художественным замыслом и взаимодействует с содержанием.
3. Мои книги и опыт книгоиздания. Селф-паблишинг, выставочная и фестивальная деятельность, издательства, воркшопы, конкурсы. Смотрим и разбираем несколько книг-победителей международных фестивалей.
4. Анализ авторских текстов к проектам – какие бывают варианты? Что работает, а что не очень – на примере нескольких книг.
5. Feedback от студентов – самостоятельное исследование и представление книжных авторских проектов, обсуждение. Попытка использовать весь теоретический материал и применить его для анализа чужих проектов, чтобы затем двигаться в сторону собственного, уже имея опыт работы с чужим материалом.

Елена Холкина – художник, фотограф, автор/независимый издатель книжных проектов. Выпускница Института проблем современного искусства (Москва) и Фотодепартамента (Санкт-Петербург), сооснователь группы независимых издателей Russian Independent Selfpublished, стипендиат Urban Urge 2014 и победитель конкурса книжных черновиков Rock your dummy 2013 (Париж). Лена работает с фотографией, видео, проекцией, танцем, перформансом и издает artist books. Танцевальный бэкграунд определяет интерес автора к телесности и проявлениям тела в статике изображения и динамике видео. Проекты и книги Лены были представлены на выставках в Москве (6-я Московская биеннале современного искусства (Основной проект + Параллельная программа)), ГЭС-2, Рабочий и Колхозница, ММОМА, Артплей, ЦСИ Сокол, галерея Беляево, Random Gallery, Гоголь-центр), Санкт-Петербурге (параллельная программа Манифесты-10, галерея Тайга, Фотодепартамент), Казани, Красноярске, Норильске, Екатеринбурге, Угличе и за рубежом (Delhi Photo Festival, Minsk Month of Photography, Ono Arte Contamporanea Bologna, Photobook Week Aarhus, Belfast Photo Festival, Self Publish Riga, Le Photobook Fest Paris, Madrid Photobook, Unseen Amsterdam, Vienna Photobook, The Smell of Dust S֘ao Paolo + Berlin, Spine Photobook Stockholm, Athens Photofestival, Kolga Tbilisi) и др..

VIII. Класс по теории и практике создания коллажа

Ведущая класса — Татьяна Алмонд (Tati S. Titch), 4 занятия.

Класс «Ту глу (to glue)» – это 4 занятия, рассказывающие, как сделать так, чтобы все клеилось. Как говорили древние китайцы (изобретшие бумагу, между прочим): «Что наша жизнь? Коллаж!» Мы постараемся вникнуть в суть визуальных кодов и композиционных пятен и увидеть излюбленный прием Параджанова, где не ждали.
1. Все началось с изысканного трупа: рассказ про истоки жанра в попытках обойти Википедию.
2. Что я сделала для хип-хопа в свои годы: про то, как моментальная фотография и должность стилиста в Playboy привела меня к коллажу. Стрит-арт, геотеги и международные коллаборации.
3. Клейкий дзен: что происходит с коллажем здесь и сейчас.
4. Попытка самостоятельного творчества под чутким цифровым оком. Вы клеите там, я – тут. Обмениваемся оценочными суждениями.

Татьяна Алмонд (Tati S. Titch) родилась 31 год назад в Казахстане и с тех пор успела пожить в Соединенных Штатах, Эквадоре, Франции и Грузии. Искусству училась в Британской Высшей Школе Дизайна (курс Михаила Розанова по арт-фотографии) и в New York Film Academy (режиссерский курс). C 2014 года является единственным фотографом, представляющим Россию на официальном сайте Fujifilm, посвящённом моментальной фотографии www.instax.com. Выставлялась в США, Франции, Германии, Республике Кипр, Эквадоре, России, Казахстане и Беларуси.

IX. Класс «Still life в полевых условиях»

Ведущие класса – Ксения Смыр и Евгения Чапайкина (проект «Соль»), уикенд. Транслируется в прямом эфире для онлайн-участников, доступно в видеозаписи.

За три дня мы разберемся в том, что такое натюрморт. Раскодируем это понятие и расскажем, как натюрморт может быть интегрирован в художественные проекты и коммерческие кампании.
День 1. Препарируем. Рассказ в примерах.
День 2. Ведем раскопки и собираем скелет. Едем на «Уделку» отыскивать сокровища (для участников не из Петербурга – возможны варианты). Работа в студии – обсуждаем концепцию, собираем композицию, начинаем съемку. Индивидуальные сеты.
День 3. Реинкарнация. Работа в студии — продолжаем работу. Коллективные композиции. Разбор трудов.

Ксения Смыр и Евгения Чапайкина – строители микромиров, художницы, работающие с медиумом фотографии. Познакомились в 2014 году на воркшопе ISSP (Латвия). Ксения – выпускница фотошколы Speos (Париж), Евгения окончила Школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Участницы международных выставок и фестивалей. Объединились для работы в общем проекте «Соль», в фокусе которого лежит Still life фотография.

X. Класс «Студийный свет в портрете»

Ведущий класса уточняется, 2 занятия.

1. Виды осветительных приборов и другого оборудования студии. Базовые световые схемы. Типы света и светотеневой рисунок. Занятие в студии. Транслируется в прямом эфире для онлайн-участников, доступно в видеозаписи.
2. Разбор домашнего задания по индивидуальной съемке в студии.

XI. Класс «Пространство фотографии»

Ведущая класса — Дарья Туминас, 8 занятий.

Курс предлагает участникам обсудить, что такое нарратив фотографии. Фотография всегда реализуется через пространство – веб проекта, выставки, книги и т.д.. И именно через пространство создается «повествование» — автор (часто в диалоге с куратором, дизайнером, редактором) разрабатывает структуру, последовательность размещения работ, а также выбирает их материальность. Вместе мы попробуем проанализировать и, возможно, создать типологию структур разных пространств фотографии.
1. Нарратив, история, структура, серия, последовательность. Пространства фотографии – веб проект, выставка, фотокнига. Определяем основные понятия.
2. Групповая работа. Веб проект: анализ структур, мини-группы представляют результаты своей работы. Подведение итогов.
3. Групповая работа. Выставка: анализ структур, мини-группы представляют результаты своей работы. Подведение итогов.
4. Групповая работа. Фотокнига: анализ структур, мини-группы представляют результаты своей работы. Подведение итогов.
5-8. Семинар с ведущей класса в Санкт-Петербурге.

Дарья Туминас – независимый куратор, руководитель факультета медиа Вебстерского университета в Лейдене и фотокнижного рынка на Unseen Amsterdam. В 2012—2014 годах была сокуратором программы «Опыт голландской фотографии» в Санкт-Петербурге, а также выставки Undercover о голландских фотокнигах. В 2017 году исследовала связи кино и фотокниг и работала приглашенным редактором ThePhotobookReview#12 (Aperture), выступила соорганизатором симпозиума в Stedelijk Museum Amsterdam на эту тему. Дарья регулярно пишет о фотографии для разных медиа (FOAM Magazine, EXTRA, Transformations etc.) и преподает ряд курсов – от истории фотографии до работы над проектами.

XII. Класс «Фотография и современное искусство»

Ведущая класса — Феодора Доможилова-Каплан, 4 занятия.

Фотография в силу своей вездесущности становится непрозрачной. Многомерная, многоликая и многофункциональная она чутко реагирует на социальные, технологические, политические изменения. Потому ответ на вопрос, когда фотография становится искусством (учитывая проблематичность определения искусства в целом), можно длить и сегодня. Но и он имеет свою историю, о которой речь пойдет на классе «Фотография и современное искусство».
1. В сторону искусства: как оно изменилось с изобретением фотографии.
2. Фотография в поле современного искусства.
3. Фотографический архив в современной фотографии и искусстве.
4. Обзор текущих российских и мировых выставок и фестивалей с точки зрения присутствия в ней фотографии. Анализ тенденций.

 

В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

Главной задачей студента курса является создание персонального фотопроекта.
Кураторы – Феодора Доможилова-Каплан и Миша Доможилов.

В оформлении страницы использованы фотографии Таты Гориан, Болота Исабекова, Анны Шулятьевой, Дарьи Гарник, Татьяны Бондаревой, Булгун Сучиновой, Елены Холкиной, Татьяны Алмонд, Ксении Смыр и Евгении Чапайкиной, а также снимок с видом видео-инсталляции Билла Виолы.

Подпишитесь на нашу рассылку

Новости Школы в вашем ящике