Офлайн / онлайн

Опыты современной фотографии

Подать заявку

Даты проведения

октябрь 2019 – август 2020

Количество занятий

4–12 в месяц

Стоимость курса

5900 ₽ в месяц

Обучение по программе «Опыты современной фотографии» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Феодоры Доможиловой-Каплан по теории и практике современной концептуальной документальной и арт-фотографии.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам: в том числе по истории фотографии, ридинг-класс по теории фотографии, класс фотокниг, класс коллажа, современного натюрморта и другие, а также творческие встречи с ведущими специалистами индустрии.

Разнообразные практики, в том числе участие в интенсивах, дискуссионных мероприятиях, совместные поездки на фестивали, работа над групповыми проектами.

Главными задачами студента курса являются создание персонального фотопроекта или фотокниги и/или участие в групповом проекте, форма которого будет определена в процессе обучения.

Основная программа

Лекции

Теоретический блок включает занятия, раскрывающие историю и теорию фотографии в контексте истории искусства, философских идей и оснований, а также семинары, направленные на развитие практических навыков учащихся — построение концепта работы, выбор стратегии, написание текстов, продвижение.

Практические занятия

На практических занятиях происходит разбор домашних заданий, которыми дополнена лекционная часть, а также дается подробная обратная связь по съемкам, сделанным в ходе работы над персональным проектом.

О чем этот курс

Вот уже несколько десятилетий вера в достоверность фотографического изображения ломается об утверждение, что ни одна фотография не является документом. Это, по сути, равнозначно обратному: все есть документ. Так деление фотографии на «документальную» и «арт-» оборачивается условностью, результатом некогда принятого соглашения.

Под коркой кажущейся простоты, фотография скрывает неочевидное. И это скрытое – не что иное, как она сама. Это ее физические свойства и способ бытования – в социальной реальности и в пространстве художественного высказывания.

Современная фотография, понятая, разумеется, не как «создаваемая нашими современниками», более не несет на себе бремя «мгновенного отражения реальности». Но вместе с тем все же удерживает тесную связь с действительностью. Связь эта – самого интимного свойства, поскольку следствием ее является приращение нового.

Само это новое, или проявление скрытого фотографии, является ничем иным, как результатом опыта, через который в процессе создания изображения проходит автор, в процессе восприятия – зритель, и как следствие – они оба. С точки зрения самой современной фотографии, она знает немало способов осуществления этого опыта – документация, перформанс, реэнектмент, интервенция, скульптурирование, провокация, концептуализация и это еще не все.

Помимо опытов и экспериментов – внутри мыслительного процесса, в стенах студии и любого другого пространства (чем мы и будем заниматься в течение года) – есть еще одна важная деталь, о которой не стоило бы умалчивать: современная фотография неизбежно пересекается с полем интеллектуальной мысли. И более того — без него сегодня она попросту невозможна. Этому факту в рамках образовательной программы уделяется особенное внимание — учащимся предлагается читать, исследовать, смотреть и обсуждать узнанное.

В рамках курса предполагается изучение следующих тем:

Почему нельзя научить искусству. О выборе темы для высказывания. Эстетический опыт и переживание. Между аффектом и рациональностью. Классика и авангард. Авангард и китч. Специфичность медиума. Прекрасное и Возвышенное. «Истерическое возвышенное», «травматическое возвышенное», «технологическое возвышенное», «обыденное возвышенное» «миниатюрное возвышенное». Формализм. Минимализм. Концептуализм. Перформанс и перформативная фотография. Документация перформанса. Семиотика. Феноменология и тело. Критическая теория. Критика капитализма. Феминизм и постфеминизм. Постколониальная теория. Психоаналитиз и искусство. Структурализм. Постструктурализм. Деконструкция. Как писать тексты для фотографа, как экспонируются фотографические проекты, каковы технические особенности производства выставок, как осуществлять продвижение фотографической работы.

Помимо теоретического материала, сопровождаемого большим количеством примеров (из фотографии, кино, искусства), прохождение курса подразумевает самостоятельное чтение и групповое обсуждение текстов, интерактивные взаимодействия в группе и выполнение практических домашних заданий. В работе над персональной серией студенты получают необходимую навигацию по изучению дополнительных источников.

Краткосрочные учебные классы

I. Класс истории фотографии

Ведущая:
Ирина Толкачева

10 занятий

Описание класса:
Класс представляет фотографию как неотъемлемую часть искусства и культуры. Этот курс поможет тем, кто хочет разбираться в современных визуальных процессах, трендах, направлениях и языках, отличать актуальное от устаревшего и понимать критерии оценки. С момента своего появления фотография начала менять визуальное восприятие: наш способ видеть и способ смотреть. Фотографии окружают нас повсеместно, мы смотрим на них каждый день и сами их производим. Фотография является инструментом познания и формирует картину мира, влияет на наше мнение и оценку событий, фактов и людей. Являясь искусством, документом и средством массовой коммуникации, фотография формирует понятия о прекрасном и безобразном, нормальном и ненормальном. Чтобы лучше понять, как это происходит, необходимо изучать ее историю, которая неотделима от истории искусства, политики, идеологии, науки, быта, моды, рекламы, стереотипов поведения, человеческих отношений. Лекции построены на материале, хронологические рамки которого охватывают период от середины XIX века до наших дней. 

II. Ридинг-класс по теории фотографии

Ведущая:
Феодора Доможилова-Каплан

5 занятий

Описание класса:
В течение 5-ти занятий учащиеся знакомятся с теорией фотографии, читая хрестоматийные тексты и анализируя фотографические проекты через их перспективу. В разряд культовых нами внесены «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтера Беньямина, «Искусство видеть» Джона Бергера, «Camera lucida. Комментарий к фотографии» Ролана Барта, «О фотографии» Сьюзен Сонтаг, «За философию фотографии» Вилема Флюссера.

III. Класс по теории и практике создания фотокниг

Ведущая:
Елена Холкина

8 занятий

Описание класса:
Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления. В ходе класса студенты получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy. Те, кто будет целенаправленно работать над фотокнижным проектом в течение года, сможет сделать свой dummy в последнюю неделю учебного года (август 2020) на 5-дневном воркшопе с Еленой Холкиной в Санкт-Петербурге.

IV. Класс по теории и практике создания коллажа

Ведущая:
Татьяна Алмонд (Tati S. Titch)

4 занятия (уик-энд)

Описание класса:
Класс «Ту глу (to glue)» – о том, как сделать так, чтобы все клеилось. Как говорили древние китайцы (изобретшие бумагу, между прочим): «Что наша жизнь? Коллаж!» Мы постараемся вникнуть в суть визуальных кодов, композиционных пятен и увидеть излюбленный прием Параджанова, где не ждали.

V. Класс «Still life в полевых условиях»

Ведущие:
Ксения Смыр и Евгения Чапайкина (проект «Соль»)

Уикенд. Транслируется в прямом эфире для онлайн-участников, доступно в видеозаписи.

Описание класса:
За три дня мы разберемся в том, что такое натюрморт. Раскодируем это понятие и расскажем, как натюрморт может быть интегрирован в художественные проекты и коммерческие кампании. Создадим десятки натюрмортов из предметов, найденных на блошином рынке и не только.

VI. Класс «Пространство фотографии»

Ведущая:
Дарья Туминас

12 занятий

Описание класса:
Класс предлагает участникам обсудить, что такое нарратив фотографии. Фотография всегда реализуется через пространство – веб проекта, выставки, книги и т.д.. И именно через пространство создается «повествование» — автор (часто в диалоге с куратором, дизайнером, редактором) разрабатывает структуру, последовательность размещения работ, а также выбирает их материальность. Вместе мы попробуем проанализировать и, возможно, создать типологию структур разных пространств фотографии.

Практики

Поездка на зарубежный фотофестиваль

Одна из ежегодных практик – совместное посещение фестивальных событий. В этом году в фокусе нашего внимания — фотография и современное искусство. Весной 2020 года запланирован организованный выезд на зарубежный международный фестиваль.

Групповые проекты

Интеграция студентов в фотографический процесс помимо прочего происходит за счет создания коллективных инициатив. Будь то совместные походы на выставки, танцы, интервенции в музеи или выставочные проекты, которые уже запланированы на 2020 год.

Работы студентов курса

В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

В оформлении страницы использованы фотографии Василия Пиндюрина, Елены Холкиной, Татьяны Алмонд, Ксении Смыр и Евгении Чапайкиной, Надежды Храмовой, Миши Доможилова, Марины Истоминой, Ирины Левченко, Дарьи Весничевой, Евгении Корешиловой, Антонины Байгушевой, Юлии Крапоткиной, Елены Овчинниковой, Камиллы Брызгаловой, Антона Гаенко, Галины Олевой, Елены Крашковой, Екатерины Тихомировой, Карины Фоминой.