Этот курс посвящен осмыслению фотографии после цифровой революции. В центре внимания — изображение XXI века, увиденное через оптику новых технологий. Вы узнаете, как Интернет, вычислительная фотография и «видящие машины» изменили представление о документальности, авторстве и правде. Поняв, как цифровизация привела к рематериализации фотографии, вы сможете определить свой способ работы с современным изображением — от файла до объекта, от мема до фотокниги.
Как построен курс
Программа курса разработана совместно Мишей Доможиловым и Феодорой Каплан. Лекции посвящены инновационным способам получения изображений: скриншотинг, генерация, коллаж и другим, а также темам, которые эти подходы открывают в современной фотографии: постправда, наблюдение, цифровая чувственность и не только. На семинарах вы будете обсуждать актуальные тренды и последние работы международного фотографического поля — проекты, выставки, фотокниги, инсталляции — и наблюдать, как эти идеи резонируют с вашими собственными.
Параллельно проходят краткосрочные классы по смежным дисциплинам: по искусственному интеллекту в фотографических и художественных практиках, по теории современного искусства, по созданию фотокниг. В течение года мы также встречаемся с художниками, кураторами, издателями и другими специалистами индустрии на открытых лекциях и паблик-токах. Курс подразумевает выполнение домашних заданий и работу над персональными проектами. Их разбор проходит на практических занятиях, которые ведут оба куратора курса. Для участия в программе слушателям необходимо иметь реализованные проекты или учебные работы.
Основная программа
О чем этот курс
Сегодня мы живем в эпоху вычислительной фотографии, софт-культуры и «видящих машин». Цифровая реальность и Интернет изменили фотографию, общество и повседневные практики человека. Границы между реальным и виртуальным, настоящим и симуляцией требуют постоянной рефлексии: технологии делают жизнь удобнее, но вместе с тем не кажутся безопасными.
Мы больше не верим изображению — в эпоху постдокумента и постправды достоверность фотографии сомнительна. И вместе с тем мы продолжаем верить. Телевидение, социальные сети, мессенджеры и интернет-платформы полны одновременно самыми правдивыми историями и самыми виральными образами.
В этой нестабильности мы будем искать точку опоры. Мы будем расшатывать границы документальности — манипулировать своими и найденными изображениями, практиковаться в псевдодокументалистике, вторгаться в другие визуальные среды, чтобы добраться до истины. И увидим, как процессы дематериализации изображения вызывают обратное движение — к его «сверхматериальности».Курс помогает работать с темами, которые требуют новых художественных и исследовательских инструментов. Здесь важно не только владеть камерой, но и быть открытым к актуальным тенденциям фотографии и цифрового искусства, а также к рукотворным практикам и аналоговым процессам.
План основной лекционной программы Миши Доможилова
октябрь 2025 – сентябрь 2026
1. Soft skills или работа с собой
Как научиться учиться? Методики обучения. Обратная связь. Программное обеспечение для организации работы над проектом. Тайм-менеджмент. Конспектирование лекций и книг. Нейросети как рабочий инструмент.
2. Постфотография. Новые формы фотографического изображения
Цифровой код. Глитч. Симуляция и виртуальные миры. Внутриигровая фотография. Вычислительная фотография. Софт-культура. Медиагибриды. Видящие машины и CGI.
3. Мокьюментари. Фальсификация и мистификация как метод
Кризис документа. Мокьюментари и имитация документального. Фикция. Мокьюментари в фотографии. Постправда.
4. Внутриигровая фотография в художественных практиках
История и теория компьютерных игр. Game Studies. Художественные практики в видеоиграх.
5. Слежка, наблюдение, подсматривание
Свидетельство и наблюдение. Слежка, преследование, вуайеризм как методы работы художника. Surveillance art и Sousveillance. Тотальный контроль.
6. Видение. Изображение за пределами видимого спектра
Фотография и наука. Расширение возможностей зрения: от рентгена до ультразвука. Инфракрасный диапазон и тепловидение. Использование специфической техники визуализации как основы для проекта.
7. Любовь, секс и табу в культуре и фотографии
Секс и табу в искусстве и фотографии. Porn Studies.
8. Паранормальное как объект художественного осмысления
Фотография и псевдонаука: призраки, духи, аура, эктоплазма, инопланетяне и экстрасенсы.
9. Фотография и будущее
Футурология. Фотография в перспективе будущего. Медиа будущего. Космос, медицина, технологии в фотографии.
10. Своя/чужая фотография
Архив и собрание. Вернакулярная фотография. Найденная фотография. Семейная фотография, как основа для исследования. Манипуляция над фотографией.
11. Аналоговая фотография для документалиста и художника
Аналоговая фотография. Виды аналоговой техники: 35мм, средний формат, большой формат. Выбор техники под проект. Виды пленок и их применение в проектах. Пошаговая инструкция по взаимодействию с лабораториями и сканированию.
Краткосрочные учебные классы

Искусственный интеллект в искусстве и фотографической практике
Ведущие: Анастасия Шубина и Тимофей Глинин
6 занятий, октябрь 2025 – ноябрь 2025
Описание класса:
Курс посвящен применению искусственного интеллекта (ИИ) в искусстве и фотографической практике. Участники познакомятся с историей ИИ-искусства, узнают, как использовать ИИ как творческий инструмент, и освоят современные платформы для создания текстов, изображений и видео. Студенты создадут собственные творческие проекты с использованием ИИ: серию изображений или короткометражный фильм (видеоарт), а также узнают, как продвигать свою работу в современном арт-мире. В ходе курса участники смогут попробовать разные стратегии создания ИИ-изображений, анимации и создания ИИ-видео, и смогут выбрать свой собственный творческий метод.

Теория современного искусства
Ведущий: Борис Клюшников
6 занятий, декабрь 2025 – январь 2026
Описание класса:
В разработке.

Встречи с коллегами
Ведущие: Фотографы, художники, фоторедакторы, кураторы и другие эксперты фотографической индустрии
8 встреч, декабрь 2025 – июль 2026
Описание класса:
Класс состоит из встреч, артист-токов, художниками, исследователями, кураторами, фоторедакторами, которые рассказывают вдохновляющие истории о себе, своей деятельности, механизмах работы фотографической индустрии.

Теория и практика создания фотокниг
Ведущая: Елена Холкина
16 занятий, февраль 2026 – июнь 2026
Описание класса:
Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления.
Это прежде всего объект, который попадает в руки зрителя и передает ему некоторый опыт. В фотокниге важно все – концепция, повествовательная последовательность, размер, переплет, бумага, типографика и другие элементы дизайна. Именно все это вместе и создает впечатление. Фотокниги коллекционируют ценители, они хранятся в музейных коллекциях.
В ходе класса обучающиеся получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy.
Разработанные в ходе курса проекты смогут быть реализованы в виде фотокнижных макетов.
Практики

Групповые проекты
В работе обучающихся курса фокус будет направлен не только на персональную проектную деятельность, но и на групповое взаимодействие: групповые проекты вроде выпуска газеты, дискуссии о прочитанном и совместное чтение, мозговые штурмы и другие образовательные практики.
В ходе курса вы
Поймете, как фотографическое изображение менялось за последние 30 лет и какие последствия это имело для общества, культуры, повседневных практик и современного искусства.
Научитесь работать с темами, где классическая документалистика оказывается недостаточной. Сможете видеть за изображением контекст его производства, хранения и распространения, а также определять границу между документальным и концептуальным мышлением.
Вместе с куратором и сокурсниками будете анализировать современные стратегии фотографов и художников и следить за самыми свежими событиями международного фотографического поля — серии, конкурсы, журналы.
Выполните десятки домашних и классных заданий, сидя на диване и используя самые разные методы создания изображений — от генерации ИИ до снимков в видеоигре.
Освоите исследовательский подход и получите возможность создать долгосрочный концептуальный проект, который можно реализовать в релевантной форме — выставке, фотокниге или инсталляции.
Обретете поддерживающую и экспертную навигацию и деликатную обратную связь в работе над концептуальными документальными и арт-проектами.
Работы выпускников и выпускниц курса
За 9 лет существования курса его проходили люди из России и других точек земного шара. Некоторые из них стали известны как художники, фотожурналисты, другие начали преподавать, работать фоторедакторами. Работы многих обретали выставочную и фотокнижную формы и были представлены на международных фестивалях и страницах специализированных изданий. Вот некоторые их них.
В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.
В оформлении страницы использованы фотографии Анастасии Шубиной и Тимофея Глинина, Кати Мукха, Елены Холкиной, Миши Доможилова, Леры Кругловой, Игоря Терешкова, Марины Шукуровой, Ольги Пеговой, Майи Келовой, Александра Шарра, Мадины Гаджиевой, Юлии Кособрюховой, Игоря Гончарука, Ольги Балобейко, Влада Буленкова, Ани Мирошниченко, Александры Хлебниковой, Алисы Ганжаровой, Анастасии Евсинекиной, Натальи Мадильян, Вали Ли, Анастасии Виноградовой, Никиты Свертилова.




























































Рассылка Докдокдок
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данныхДокдокдок в соцсетях
Политика конфиденциальности