Выпускники /
Елена Чихичина

Елена Чихичина

Москва

Документальный фотограф, живет и работает в Москве. В 2017-2020 годах проходила обучение в «Докдокдок». Серия «На ощупь» была опубликована в издании «Стол».

Позади год обучения в школе «Докдокдок», год мощного погружения в фотографию. Не хочется расставаться… На лекциях подробно разбираются все проблемы, с которыми может столкнуться фотограф, все стороны профессии охватываются. То, чего я безуспешно пыталась добиться от наставников на разных фотокурсах, мне дала школа «Докдокдок» — подробная структурированная информация про визуальный язык, составление портфолио, участие в конкурсах, профессиональную этику и т.д.. Можно смело задать любой, даже самый глупый вопрос, точно зная, что на него ответят и не покрутят пальцем у виска. Миша очень тактичный и внимательный куратор. На лекциях есть место не только для серьезных вещей. Это непринужденная дружеская обстановка, это возможность свободно высказать свое мнение. Мне было важно, что заниматься можно удаленно, т.к. я живу не в Петербурге, а в Москве. Вообще, в «Докдокдок» учатся люди из разных городов и даже стран, и это для меня новый опыт общения. Совершенно необыкновенные ощущения — наблюдать в режиме реального времени, как сокурсники работают над своими фотопроектами. Вместе учиться эффективнее, интереснее, теперь я это знаю точно. Кураторам удается сплотить коллектив, создать комфортную атмосферу для обучения и взаимодействия. Своих учеников здесь помнят, следят за их профессиональным ростом, отмечая каждый новый успех. Встретившись со школой «Докдокдок», невозможно не стать ее фанатом. Я просто влюбилась во все это, честно! Тексты нас учили писать не так, каюсь, но здесь невозможно удержаться от эмоций.

Продается

Ленты социальных сетей переполнены семейными снимками, фотографиями из путешествий, селфи. В этой массе изображений выделяются портреты с сайтов частных объявлений, где лица людей скрыты. Вынужденные сами выступать моделями на ресурсах с большой проходимостью, продавцы стремятся сохранить анонимность. Я стала работать с фотографиями, при использовании которых авторы объявлений игнорировали автоматический способ размытия лица в мобильном приложении сайта, применяя разные вариации и стили.
Делая маски, я отталкивалась, в первую очередь, от тех цветов и форм, которые предпочли сами авторы объявлений. Я следовала за творческой мыслью этих людей, создавая для них невиртуальную оболочку. Фотографии о продаже вещей во взаимодействии со всевозможными материалами для рукоделия вернулись из цифровой плоскости в материальную сферу и приобрели новые ассоциации и смыслы. Для меня такие рисунки на лицах обернулись масками, которые, как и в древнейшие времена, помогают людям спрятаться или обрести себя в новом образе.

На ощупь

В семьях моих прабабушек воспитывалось много детей, для дореволюционной России большая семья была обычным явлением. В советское время эта традиция прервалась на несколько десятилетий. Когда моя собственная семья оказалась больше средней российской, то стало ощущаться отсутствие понимания, как налаживать жизнь, когда руки заняты у обоих родителей.
На моих глазах растут и меняются сразу шестеро детей разного возраста, непохожие друг на друга по характеру, темпераменту. К каждому мне надо найти подход, стратегию поведения приходится иногда менять молниеносно. Я испытываю постоянное эмоциональное напряжение, круглосуточную тревогу за детей, за их здоровье, учебу, отношения с окружающим миром. Порой перед сном мне кажется, что моя голова просто не способна вместить столько мыслей, а сердце – столько переживаний. Чаще всего я действую на ощупь, не зная, как поступить верно, как не совершить ошибку.
Начав снимать свою семью, я заметила, что в момент поиска хорошего кадра я дистанцируюсь, выключаю на мгновение родительскую функцию и так сохраняю свои нервы. Наверное, поэтому я почти не расстаюсь с фотокамерой.