Офлайн / онлайн

Документаль­ная фотография
и фотожурна­лис­тика

Подать заявку

Даты проведения

октябрь 2019 – август 2020

Количество занятий

4–12 в месяц

Стоимость курса

5900 ₽ в месяц

Обучение по программе «Документальная фотография и фотожурналистика» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Миши Доможилова по документальной фотографии и фотожурналистике.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам: в том числе по истории фотографии, портретной фотографии, медиаправу, ридинг-класс по теории фотографии, класс текста для фотографов, а также творческие встречи с ведущими специалистами индустрии.

Разнообразные практики, среди которых поездки в фотографические экспедиции, участие в интенсивах, совместные поездки на международные фестивали, работа над групповыми проектами и многое другое.

Главной задачей студента является создание выпускного персонального фотопроекта. Помимо этого в течение года, как правило, студенты снимают от одной до нескольких фотоисторий для СМИ федерального уровня.

Основная программа

Лекции

Лекционная часть содержит темы, освещающие все этапы создания проекта — от выбора темы и визуального языка, проведения предварительного исследования до сбора итоговой серии и ее продвижения.

Практические занятия

На практических занятиях происходит разбор домашних заданий, которыми дополнена лекционная часть, а также дается подробная обратная связь по съемкам, сделанным в ходе работы над персональным проектом.

О чем этот курс

Основная программа состоит из пяти взаимосвязанных частей:

  • навыки и умения – то, что на английском языке называется soft skills – это разного рода навыки, которые позволят студентам сделать обучение более эффективным: как мотивировать себя, планировать работу над персональным проектом и как зарабатывать на фотографии;
  • техническое мастерство – различные фотографические лайф-хаки и приемы, овладение которыми помогут студентам избежать технических ошибок в процессе съемки;
  • визуальный язык – раздел о визуальном воплощении задуманного – вопросы цвета, композиции и других параметров фотографического снимка;
  • контекст и концепт – ряд тем, посвященных процессу работы над персональной серией, от выбора темы исследования до реализации;
  • индустрия фотожурналистики и документальной фотографии – необходимые знания о профессии – от фотожурналистской этики до продвижения.

Вводные лекции

Фотография: терминология и классификации. Свойства фотографии как одного из медиа. Репортаж, фотожурналистика и документальная фотография. Фотография – документ? Проектная фотография и отдельный снимок. Выбор темы для проекта.

Soft skills или Работа с собой

Как научиться учиться? Методики обучения. Программное обеспечение для организации работы над проектом. Особенности самообразования. Целеполагание и мотивация. Тайм-менеджмент. Комфорт, дискомфорт, внутренние барьеры. Вдохновение – что это? Публичное выступление и создание презентации. Мощный мотивационный пинок.

Визуальный язык

Что такое визуальный язык в фотографии? Связь между визуальным языком и содержанием серии. Цвет в фотографии. Форма в репортажной фотографии. Современная композиция. Портрет с точки зрения формы. Фотография вещей.

Контекст и концепт

Тема для проекта
Персональная документалистика. Личное, частное. Фотоистория о человеке. Типичность, нетипичность. Герои и архетипы. Сообщество (комьюнити): от доступа до выхода из поля. Воображаемые сообщества, этнос и нация. Социальная группа: методы разработки темы. Исследование профессии. Пространство и ландшафт, путь и граница. Деревня и город: особенности исследования. Паттерн. Событие в документальной фотографии. Последствия событий. Индивидуальная и коллективная память. Индивидуальная и коллективная травма. Явление, феномен, тренд. Аналитические методы в фотожурналистике и документальной фотографии. Системный анализ и его применение в работе над проектом. Глобальные и локальные решения в работе над темой. Внутренний и внешний конфликты.

Последовательность и отбор в фотографических сериях
Как рассказать историю с помощью фотографий. Методы повествования и способы сбора серий. Завершенность высказывания. Нарратология. Нарратив в кино, фотографии и других медиа. Типология, архив.

Индустрия фотожурналистики и документальной фотографии

Этика и фотография
Этика журналиста, фотожурналиста, документалиста, социолога, человека. Фальсификация. Особенности обработки фотографий в фотожурналистике. Право на изображение человека. Остросоциальные темы и деликатность.

Жанровая специфика
Фотоистория для СМИ. Репортажные приемы. Портрет для журнала. Портрет в документальной фотографии. Социальный пейзаж в документальной фотографии. Натюрморт. Документальная фотография без человека. Коллекция вещей. Современный натюрморт и инсталляция. Методика создания коллекции вещей для фотографического проекта. Понятие о коллекционировании, общество потребления, социология вещей.

Мастерство и профессионализм
Особенности технической съемки в разных условиях. Быть профессионалом – что это значит? Фотожурналистика будущего. Исследование перед съемкой. Полевая журналистская работа. Интервьюирование. Получение доступа в труднодоступные места, организации, закрытые сообщества. Работа в конфликтных ситуациях. Спортивная фотография. Работа за рубежом. Бюджетирование и логистика.

Презентация, продвижение, вознаграждение
Сайт для фотографа. Составление CV и биографии. Конкурсы и фестивали в России и за рубежом. Составление заявки на получение гранта. Социализация фотографа в индустрии. Портфолио-ревю, коммуникация с фоторедакторами СМИ. Как заработать на фотографии. Презентация проекта. Текст к проекту и кэпшены к фотографиям.

Постпродакшн
Технический отбор снимков. Постпродакшн как часть визуального языка. Пакетная обработка фотографий.

Краткосрочные учебные классы

I. Класс технического мастерства

Ведущий:
Миша Доможилов

2 занятия

Описание класса:
Создание персонального проекта – основная задача студентов к финалу учебного года. В этом процессе важно не только «что говорить», но и «как говорить». В классе технического мастерства учащиеся получат необходимые знания об основных инструментах работы с фотографией. В этом классе пойдет речь о технических основах (например, экспозиция), профессиональных приемах, резервировании, программном обеспечении для отбора и цветокоррекции.

II. Класс по портретной фотографии

Ведущие:
Миша Доможилов, Феодора Доможилова-Каплан

6 занятий

Описание класса:
Класс портретной фотографии включает в себя историю и теорию жанра, освещение современных подходов к созданию портрета, практические домашние задания и последующие их разборы.

III. Класс медиаправа

Ведущая:
Галина Арапова

6 занятий

Описание класса:
Вопросы авторского права. Частная жизнь и необходимость разрешения на публикацию героев материала. Роскомнадзор и сложные кейсы для журналиста (пропаганда суицида, наркотиков, гомосексуализма, разжигание межнациональной розни, экстремизм). Работа журналиста с чиновниками и государственными организациями. Запреты на съемку: законы РФ.

IV. Класс истории фотографии

Ведущая:
Ирина Толкачева

10 занятий

Описание класса:
Класс представляет фотографию как неотъемлемую часть искусства и культуры. Этот курс поможет тем, кто хочет разбираться в современных визуальных процессах, трендах, направлениях и языках, отличать актуальное от устаревшего и понимать критерии оценки. С момента своего появления фотография начала менять визуальное восприятие: наш способ видеть и способ смотреть. Фотографии окружают нас повсеместно, мы смотрим на них каждый день и сами их производим. Фотография является инструментом познания и формирует картину мира, влияет на наше мнение и оценку событий, фактов и людей. Являясь искусством, документом и средством массовой коммуникации, фотография формирует понятия о прекрасном и безобразном, нормальном и ненормальном. Чтобы лучше понять, как это происходит, необходимо изучать ее историю, которая неотделима от истории искусства, политики, идеологии, науки, быта, моды, рекламы, стереотипов поведения, человеческих отношений. Лекции построены на материале, хронологические рамки которого охватывают период от середины XIX века до наших дней. 

V. Ридинг-класс по теории фотографии

Ведущая:
Феодора Доможилова-Каплан

5 занятий

Описание класса:
В течение 5-ти занятий учащиеся знакомятся с теорией фотографии, читая хрестоматийные тексты и анализируя фотографические проекты через их перспективу. В разряд культовых нами внесены «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Вальтера Беньямина, «Искусство видеть» Джона Бергера, «Camera lucida. Комментарий к фотографии» Ролана Барта, «О фотографии» Сьюзен Сонтаг, «За философию фотографии» Вилема Флюссера.

VI. Класс «Тексты для фотографа»

Ведущая:
Феодора Доможилова-Каплан

5 занятий

Описание класса:
Современная фотография, будь то документальная история, вымышленный нарратив или художественное высказывание, неотделима от текста о ней, в первую очередь – авторского. Описание к проекту (project statement), манифест художника (artist statement), биография и CV – тексты, необходимые для представления и продвижения своих работ. Класс состоит из теоретического занятия об особенностях форматов текстов с разбором примеров и практикумов, в рамках которых у каждого студента будет возможность поупражняться в письме и сопроводить свою работу текстом.

Практики

Фотоэкспедиции

Один из самых эффективных методов обучения фотожурналистике – полевые экспедиции. Ставшие легендарными фотографические экспедиции «Докдокдок», с их особенной атмосферой и кодексом, проходят в разных концах страны. Эти насыщенные путешествия дают студентам возможность в сжатые сроки снять полноценную фотожурналистскую историю и на своей шкуре почувствовать все тяготы и радости настоящей полевой работы.

Поездка на зарубежный фотофестиваль

Одна из ежегодных практик – совместное посещение фестивальных событий. В этом году в фокусе нашего внимания — фотография и современное искусство. Весной 2020 года запланирован организованный выезд на зарубежный международный фестиваль.

Групповые проекты

Студенты вовлечены в создание групповых проектов. Проект «На Ленина» посвящен исследованию трансформации городского ландшафта России. «Русский Паттерн» — исследование шаблонов российской современной действительности. Групповой проект «Человечное» – дань классическому фотожурналистскому жанру – истории о человеке. Студенты также принимают участие в групповом исследовательском проекте, посвященном советским фотоальбомам.

Работы студентов курса

В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

В оформлении страницы использованы фотографии Сергея Паршукова, Даниля Усманова, Марии Иньковой, Надежды Храмовой, Миши Доможилова, Сергея Назарова, Алексея Гунькина, Дарьи Гарник, Ани Мирошниченко, Анны Шулятьевой, Натальи Бочковой, Дарьи Асланян, Антона Климова, Валерия Зайцева, Марины Балакиной.