Документальная фотография и фотожурналистика

Учебный год: октябрь 2018 – август 2019

 

Обучение по программе «Документальная фотография и фотожурналистика» в школе «Докдокдок» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Миши Доможилова по документальной фотографии и фотожурналистике.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам (история зарубежной и отечественной фотографии, теория фотографии, портретная фотография, медиаправо, тексты для фотографа и другие), а также творческие встречи с ведущими специалистами индустрии, в том числе фоторедакторами СМИ.

Разнообразные практики, в том числе участие в фотографических экспедициях, интенсивах, поездки на международные фестивали, работа над групповыми проектами и многое другое.

Главной задачей студента является создание выпускного персонального фотопроекта. Помимо этого в течение года, как правило, студенты снимают от одной до нескольких фотоисторий для СМИ федерального уровня.

Основная программа, куратор Миша Доможилов

Основная программа состоит из пяти взаимосвязанных частей:

навыки и умения – то, что на английском языке называется soft skills – это разного рода навыки, которые позволят студентам сделать обучение более эффективным: как мотивировать себя, планировать работу над персональным проектом и как зарабатывать на фотографии;

техническое мастерство – различные фотографические лайф-хаки и приемы, овладение которыми помогут студентам избежать технических ошибок в процессе съемки;

визуальный язык – раздел о визуальном воплощении задуманного – вопросы цвета, композиции и других параметров фотографического снимка;

контекст и концепт – ряд тем, посвященных процессу работы над персональной серией, от выбора темы исследования до реализации;

индустрия фотожурналистики и документальной фотографии – необходимые знания о профессии – от фотожурналистской этики до продвижения.

Вводные лекции

Фотография: терминология и классификации. Свойства фотографии как одного из медиа. Репортаж, фотожурналистика и документальная фотография. Фотография – документ? Проектная фотография и отдельный снимок. Выбор темы для проекта.

Soft skills или Работа с собой

Как научиться учиться? Методики обучения. Программное обеспечение для организации работы над проектом. Особенности самообразования. Целеполагание и мотивация. Тайм-менеджмент. Комфорт, дискомфорт, внутренние барьеры. Вдохновение – что это? Публичное выступление и создание презентации. Мощный мотивационный пинок.

Техническое мастерство

Заделываем технические дыры во владении фотоаппаратом. Ответы на, казалось бы, элементарные технические вопросы – начиная с того, как держать камеру (и какую), до установки мирового рекорда по отбору из 7000 фотографий за один час. Разрыв шаблонов гарантируется.

Визуальный язык

Что такое визуальный язык в фотографии? Связь между визуальным языком и содержанием серии. Цвет в фотографии. Форма в репортажной фотографии. Современная композиция. Портрет с точки зрения формы. Фотография вещей.

Контекст и концепт

Тема для проекта
Персональная документалистика. Личное, частное. Фотоистория о человеке. Типичность, нетипичность. Герои и архетипы. Сообщество (комьюнити): от доступа до выхода из поля. Воображаемые сообщества, этнос и нация. Социальная группа: методы разработки темы. Исследование профессии. Пространство и ландшафт, путь и граница. Деревня и город: особенности исследования. Паттерн. Событие в документальной фотографии. Последствия событий. Индивидуальная и коллективная память. Индивидуальная и коллективная травма. Явление, феномен, тренд. Аналитические методы в фотожурналистике и документальной фотографии. Системный анализ и его применение в работе над проектом. Глобальные и локальные решения в работе над темой. Внутренний и внешний конфликты.
Последовательность и отбор в фотографических сериях
Как рассказать историю с помощью фотографий. Методы повествования и способы сбора серий. Завершенность высказывания. Нарратология. Нарратив в кино, фотографии и других медиа. Типология, архив.

Индустрия фотожурналистики и документальной фотографии

Этика и фотография
Этика журналиста, фотожурналиста, документалиста, социолога, человека. Фальсификация. Особенности обработки фотографий в фотожурналистике. Право на изображение человека. Остросоциальные темы и деликатность.
Жанровая специфика
Фотоистория для СМИ. Репортажные приемы. Портрет для журнала. Портрет в документальной фотографии. Социальный пейзаж в документальной фотографии. Натюрморт. Документальная фотография без человека. Коллекция вещей. Современный натюрморт и инсталляция. Методика создания коллекции вещей для фотографического проекта. Понятие о коллекционировании, общество потребления, социология вещей. Интернет вещей.
Мастерство и профессионализм
Особенности технической съемки в разных условиях. Быть профессионалом – что это значит? Фотожурналист будущего. Исследование перед съемкой. Полевая журналистская работа. Интервьюирование. Получение доступа в труднодоступные места, организации, закрытые сообщества. Работа в конфликтных ситуациях. Спортивная фотография. Работа за рубежом. Бюджетирование и логистика.
Презентация, продвижение, вознаграждение
Сайт для фотографа. Составление CV и биографии. Конкурсы и фестивали в России и за рубежом. Составление заявки на получение гранта. Социализация фотографа в индустрии. Портфолио-ревю, коммуникация с фоторедакторами СМИ. Как заработать на фотографии? Презентация проекта. Текст к проекту и кэпшены к фотографиям.
Постпродакшн
Технический отбор снимков. Постпродакшн как часть визуального языка. Пакетная обработка фотографий.

Краткосрочные учебные классы

I. Класс технического мастерства

Ведущие класса — Миша Доможилов и другие специалисты, 8 занятий.

Создание персонального проекта – основная задача студентов к финалу учебного года. В этом процессе важно не только «что говорить», но и «как говорить». В классе технического мастерства учащиеся получат необходимые знания об основных инструментах работы с фотографией.
1. Основы создания фотографического изображения. Настройки камеры, экспозиция, фокусное расстояние и многое другое.
2.Профессиональные приемы. Максимальное использование возможностей техники, режимы съемки в зависимости от жанра, резервирование, работа со вспышкой. Программы пакетного просмотра и отбора.
3. Основы работа в Adobe Photoshop. Цветокоррекция и базовая ретушь. Основы работы в Adobe Lightroom. Ограничения цветокоррекции в классической фотожурналистике.
4. Основы работы в Adobe InDesign для создания книжных макетов.
5. Работа с пленочными камерами.
6. Видеосъемка на DSLR-камеру.
7. Подготовка изображения к печати.
8. Публичное выступление и создание презентаций.

II. Класс по портретной фотографии

Ведущие класса — Миша Доможилов, Татьяна Виноградова, Феодора Доможилова-Каплан, Татьяна Блинова, 8 занятий.

Класс портретной фотографии включает в себя историю и теорию жанра, освещение современных подходов к созданию портрета, практические домашние задания и последующие их разборы. Практические мастер-классы будут проходить в Санкт-Петербурге с записью и онлайн-трансляцией.
1. История портретной фотографии. Десять классиков портрета против десяти современников. Особенность документального портрета.
2. Теория портретной съемки. Составляющие портрета и как с ними работать. Кинематографичность и контекст. Разбор студенческих работ.
3. Экспресс-задание на съемку документального портрета. Разбор.
4. Обзор современных документальных портретных серий.
5. Концептуальный портрет: как показать невидимое.
6. Работа с моделью: как уследить за мелочами.
7. Технические детали о съемке портрета: использование фонарей и вспышек.
8. Финальный разбор студенческих работ.

Татьяна Виноградова училась на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Документальной фотографией занимается с 2013 года. Обладательница престижных фотографических наград и премий – World Press Photo, Picture of the Year International, Getty Images Portrait Prize, Direct Look Contest, Pride Photo Award, NPPA Best of Photojournalism и других. Участник коллективных выставок в России, Великобритании, Нидерландах, Финляндии, Малайзии, США. Работы публиковались в The New Times Moscow, GUP Magazine, CNN Photo Blog, Life Force Magazine (UK), Meduza, Colta.ru, Urbanautica, «Такие дела» и других изданиях.

Татьяна Алмонд (Tati S. Titch) родилась 31 год назад в Казахстане и с тех пор успела пожить в Соединенных Штатах, Эквадоре, Франции и Грузии. Искусству училась в Британской Высшей Школе Дизайна (курс Михаила Розанова по арт-фотографии) и в New York Film Academy (режиссерский курс). C 2014 года является единственным фотографом, представляющим Россию на официальном сайте Fujifilm, посвящённом моментальной фотографии www.instax.com. Выставлялась в США, Франции, Германии, Республике Кипр, Эквадоре, России, Казахстане и Беларуси.

III. Класс медиаправа

doc09doc
Ведущая класса — Галина Арапова, 6 занятий.

Вопросы авторского права. Частная жизнь и необходимость разрешения на публикацию героев материала. Роскомнадзор и сложные кейсы для журналиста (пропаганда суицида, наркотиков, гомосексуализма, разжигание межнациональной розни, экстремизм). Работа журналиста с чиновниками и государственными организациями. Запреты на съемку: законы РФ. Судебное преследование журналистов. Криминальная и судебная журналистика.

Галина Арапова – директор, ведущий юрист российской некоммерческой организации «Центр защиты прав СМИ» (c 1996 года). Имеет обширную практику в российский судах, ведет дела в Европейском Суде по правам человека. Эксперт в области информационного права, автор более двух десятков книг, многочисленных статей по проблемам российского права СМИ, неприкосновенности частной жизни и практики применения Европейской Конвенции в области свободы выражения мнения. Обладатель премии Союза Журналистов России за «защиту интересов профессионального сообщества». С 2007 года – член кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (г. Москва). Преподает практикующим журналистам, адвокатам, юристам редакций СМИ, судьям, как в России, так и в странах СНГ, Европы и Азии.

IV. Класс истории зарубежной и отечественной фотографии

Ведущие класса — Миша Доможилов, Александр Савельев, 9 занятий.

В рамках класса истории фотографии ее последовательное развитие будет рассмотрено в тесной связи с контекстом – социальным, историческим, культурным, художественным. На протяжении всего своего существования фотография как выразительное средство и как инструмент видения, познания, манипуляции играла существенную роль во многих сферах – производстве, науке, масс-медиа, в рамках социальных институтов, в рутинной повседневности людей. Об этом взаимовлиянии, а также о разных техниках, главных направлениях, именах, мировых выставках и различных коллективах пойдет речь на классе по истории фотографии. Посмотрим в прошлое и настоящее, предположим фотографическое будущее. Класс предусматривает 5 занятий по истории зарубежной фотографии и 4 занятия по российской и советской истории фотографии.

V. Ридинг-класс по теории фотографии

Ведущая класса — Феодора Доможилова-Каплан, 5 занятий.

На протяжении нескольких занятий мы будем знакомиться с теорией фотографии посредством изучения хрестоматийных текстов. Погружению в текстовый материал будут способствовать практические задания, интерактивная форма работы в группе, разглядывание и анализ серий и проектов и другие способы не заскучать.
1. Вальтер Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Фотография как новая чувственность. Фотоизображение между копией и оригиналом. Тиражирование – гибель или спасение?
2. Джон Бергер «Искусство видеть». Проблема взгляда в искусстве. Прямое и скрытое сообщение изображения.
3. Ролан Барт «Camera lucida. Комментарий к фотографии». Фотография, любовь и смерть. Фотографическое изображение в круговороте культурного и индивидуального.
4. Сьюзен Сонтаг «О фотографии». Что фотография делает с миром посредством человека и что с миром делает человек посредством фотографии?
5. Вилем Флюссер «За философию фотографии». Роль фотоаппарата и фотографа в фотографическом процессе. Фотография в системе коммуникации, фотографирование как соблазн.

VI. Класс «Тексты для фотографа»

9yoyvDhDniA

Ведущая класса — Феодора Доможилова-Каплан, 3 занятия.

Современная фотография, будь то документальная история, вымышленный нарратив или художественное высказывание, неотделима от текста о ней, в первую очередь – авторского. Описание к проекту (project statement), манифест художника (artist statement), биография и CV – тексты, необходимые для представления и продвижения своих работ. Класс состоит из теоретического занятия об особенностях форматов текстов с разбором примеров, а также двух практикумов, в рамках которых у каждого студента будет возможность поупражняться в письме и сопроводить свою работу текстом.

VII. Класс «История искусства как история образа:
от первобытности к модернизму»

Ведущая класса — Ирина Соколова, 5 занятий.

Основа курса — история и эволюция художественных практик, представленная как путь развития и трансформаций образного мышления. Курс подразумевает последовательное изучение истории искусства от первобытной эпохи до  начала ХХ века (эпохи модернизма), всего многообразия выразительных языков и практик представления художественного.
Кроме того, в рамках изучения истории искусства предполагается формирование целостного представления о культурно-цивилизационных, географических и социально-политических особенностях, повлиявших на становление типов образного мышления эпох и визуальной культуры в целом.
Образ — основа семантической и семиотической художественной картины мира. Вне образного мышления невозможно ни создавать, ни воспринимать искусство. Однако зачастую образы в искусстве, особенно в исторической перспективе, интерпретируются слишком конкретно или, наоборот, обобщенно, что существенно обедняет процесс восприятия.
Курс, посвященный истории искусства как истории образа, дает возможность не только изучить художественное наследие эпох и особенности его восприятия, но и научиться открывать  множественность возможных интерпретаций творчества.

Ирина Соколова — кандидат культурологии, психолог, арт-терапевт, старший преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета, независимый куратор. Закончила РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «теория и история культуры», защитила кандидатскую диссертацию по теме «Феномен медиа в художественной культуре неоавангарда»; в период обучения проходила стажировку в Школе искусств г. Кассель (Германия), работала научным сотрудником сектора фундаментальных исследований культуры Российского института культурологии, научным сотрудником Института истории естествознания и техники РАН. В настоящее время сфера научных и практических интересов связана с теорией и практикой арт-терапевтической работы, арт-медиацией, изучением различных форм посредничества в художественной и психотерапевтической работе, музейной педагогикой, визуальной экологией и мифологией творчества.

VIII. Класс «Теория и история современного искусства
(вторая половина XX – начало XXI вв.)»

Ведущая класса — Ирина Соколова, 5 занятий.

Цель курса — дать целостное представление об искусстве второй половины XX – начала XXI вв., описать основные теории современного искусства, анализирующие и интерпретирующие формы явленности художественного.
Начиная со второй половины ХХ века — времени радикальных трансформаций картины мира, теоретические формы рефлексии о сознании и реальности, представленные в теории и философии культуры и искусства и эстетике, максимально близко подходят к художественным практикам, так, что временами совпадают, порождая новые подходы к критике, кураторской работе и соотношению внутри дихотомии «теория/практика» в целом.
Курс по теории и истории современного искусства — это изучение принципов новаторства и отказа от него, пути радикальности и возврата к истокам, истории движения и звука, музея и улицы.
В рамках курса предполагается изучение следующих тем:
в рамках истории искусства — направления искусства 30-44 гг. ХХ века: от модерна к постмодерну, начало постмодернизма и кризис репрезентации, искусство в «расширенном поле» (инсталляция, перформанс, хеппенинг, акционизм, лэнд-арт), вторая часть постмодернизма: 80 гг. ХХ в. — начало XXI в. (Европа и Россия), конец постмодерна и концепт «переходного времени»;
в рамках теории искусства — современное искусство в текстах М. Фуко, Р. Барта, К. Гринберга, Л. Липпард, Р. Краусс, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, Н. Буррио, Ж. Диди-Юбермана, Б. Гройса и других теоретиков.

IX. Класс «Фотография и современное искусство»

Ведущая класса — Феодора Доможилова-Каплан, 4 занятия.

Фотография в силу своей вездесущности становится непрозрачной. Многомерная, многоликая и многофункциональная она чутко реагирует на социальные, технологические, политические изменения. Потому ответ на вопрос, когда фотография становится искусством (учитывая проблематичность определения искусства в целом), можно длить и сегодня. Но и он имеет свою историю, о которой речь пойдет на классе «Фотография и современное искусство».
1. В сторону искусства: как оно изменилось с изобретением фотографии.
2. Фотография в поле современного искусства.
3. Фотографический архив в современной фотографии и искусстве.
4. Обзор текущих российских и мировых выставок и фестивалей с точки зрения присутствия в ней фотографии. Анализ тенденций.

 

В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

Главной задачей студента является создание персонального фотопроекта. Кураторы – Миша Доможилов и Феодора Доможилова-Каплан.

В оформлении страницы использованы фотографии Даниля Усманова, Дарьи Гарник, Татьяны Виноградовой, Татьяны Бондаревой, Булгун Сучиновой, Миши Доможилова, Альбины Галеевой.

Подпишитесь на нашу рассылку

Новости Школы в вашем ящике