1 год

Программа для студентов 1-ого года обучения
«Документальная фотография и фотожурналистика»
Учебный год: октябрь 2016 – июль 2017

 

Обучение по программе «Документальная фотография и фотожурналистика» в Школе «ДокДокДок» состоит из трех блоков:

  • основная программа – 10-тимесячный авторский системный курс Миши Доможилова по документальной фотографии и фотожурналистики;
  • краткосрочные учебные классы специалистов по смежным дисциплинам (урбанистика, социология, текстовый репортаж, портрет, современное искусство, арт-фотография и другие), а также творческие встречи с ведущими специалистами индустрии;
  • разнообразные «практики», в том числе фотографические экспедиции, разноформатные фестивали, работа над групповыми проектами в СМИ, театральные постановки и другие арт-практики и многое другое.

Помимо задачи снять от одной до нескольких фотографических серий для СМИ федерального уровня, главной целью студента 1-ого года обучения является создание выпускного персонального фотопроекта.

 

Основная программа, куратор Миша Доможилов

01_Misha_Domozhilov_Bizon_2015

Вводные лекции

Фотография: терминология и жанры. Свойства фотографии как медиа. Репортаж, фотожурналистика и документальная фотография. Фотография — документ? Арт-фотография. Проектная фотография и отдельный снимок. Выбор темы для проекта.

Этика и фотография

Этика журналиста, документалиста, социолога, человека. Фальсификация. Остросоциальные темы.

Жанровая специфика

Фотоистория для СМИ. Репортажные приемы. Портрет для журнала. Портрет в документальной фотографии. Социальный пейзаж в документальной фотографии. Натюрморт. Документальная фотография без человека.

Тема для проекта

Персональная документалистика. Личное, частное. Фотоистория о человеке. Типичность, нетипичность. Архетипы и герои. Сообщество (комьюнити): от доступа до выхода из поля. Социальная группа: методы разработки темы. Город: методы фотожурналиста и документалиста. Событие в документальной фотографии. Последствия событий. Явление, проблема. Аналитические методы фотожурналистики и документальной фотографии. Глобальные и локальные решения в работе над темой.

Визуальный язык

Что такое визуальный язык? Визуальные языки в фотографии. Deadpan. Inside (Provoke). Связь визуального языка и содержания проекта.

Мастерство и профессионализм

Особенности технической съемки в разных условиях. Что такое быть профессионалом? Фотожурналист будущего. Исследование перед съемкой. Полевая журналистская работа. Интервьюирование. Получение доступа в труднодоступные места, организации, закрытые сообщества. Работа в конфликтных ситуациях. Спортивная фотография. Работа за рубежом. Бюджетирование и логистика.

Презентация, продвижение и заработок

Создание сайта для фотографа. Составление CV, биографии. Конкурсы и фестивали в России и за рубежом. Портфолио-ревю, коммуникация с фоторедакторами СМИ. Гранты. Составление заявки на получение гранта. Социализация фотографа в индустрии. Как заработать на фотографии. Презентация проекта. Как написать Project Statement и кэпшены к фотографиям.

Последовательность и отбор в фотографических сериях

Как рассказать историю с помощью фотографий. Методы повествования и способы сбора серий. Завершенность высказывания. Нарратология.

Постпродакшн

Технический отбор снимков. Постпродакшн как часть визуального языка. Пакетная обработка фотографий. Обработка с точки зрения профессиональных норм.

Работа над собой

Целеполагание и мотивация. Комфорт, дискомфорт, фобии. Тайм-менеджмент. Soft skills. Вдохновение – что это? Программное обеспечение для управления проектами и собой. Публичное выступление, создание презентации. Мощный мотивационный пинок.

Краткосрочные учебные классы

0. Класс технического мастерства

kJsIKTzdyAU
Ведущий класса: Миша Доможилов, продолжительность – 2 занятия, посещение по желанию

Задача класса – надежно заделать технические дыры во владении фотоаппаратом. Ответы на, казалось бы, элементарные технические вопросы, могут удивить слушателей, потому что в книгах писали, а в фотошколах учили по-другому (или вовсе не учили). Все, начиная с того, как держать камеру (и какую), до установки мирового рекорда по отбору 7000 фотографий за один час. Практические задания и обязательные разрывы шаблонов гарантируются.

I. Класс по полевой социологии

09_Misha_Domozhilov_ID_2015A
Ведущий класса: Ольга Бредникова, продолжительность – 6 занятий

В ходе занятий класса студенты узнают обо всех тонкостях работы социолога в поле – доступе, входе, выходе, этике, а также познакомятся с возможными методами социологического и документального исследования, такими как аудио, видео, интервьюирование, наблюдение, go along и другими. Отдельные занятия будут посвящены исследованиям и проблемам визуализации пространств города и деревни; исследованиям инаковости (этничность и миграция); исследованиям молодежных субкультур и современным исследованиям тела, телесности и повседневности.

Ольга Бредникова – ведущий научный сотрудник Центра независимых социологических исследований. Преподавала в Высшей школе экономики и Европейском университете в Санкт-Петербурге. Принимала участие в более чем 35-ти исследовательских проектах, автор более 50-ти научных публикаций. Сфера интересов – миграции, социология повседневности, качественные методы в социологии.

II. Класс по урбанистике

036_
Ведущий класса: Данияр Юсупов, продолжительность – 4 занятия в аудитории и 2 выезда

Класс по урбанистике вовлечет студентов в самые разные типы активностей. На традиционных лекциях мы узнаем, кто такие урбанисты и чем они заняты, как понимали урбанистику в различные периоды урбанизации, в каких категориях можно мыслить городской ландшафт и многое другое, что поможет нам сформулировать концепцию фотодокументалиста-урбаниста. На круглых столах-семинарах с приглашенными специалистами мы включимся в обсуждение полевых методов изучения городских пространств, познакомимся с неизвестными понятиями вроде «эмоциональной географии» и «твиттер-ландшафта». Вооружившись полученными знаниями дважды отправимся в настоящие совместные урбанистические трипы – на Канонерский остров и в Ивангород – для получения настоящего опыта. А в процессе самостоятельного выполнения домашних заданий изобретем способ наблюдения и изучения типичных петербургских жилых интерьеров, оформив полученные данные в виде лонгрида.

Данияр Юсупов – архитектор, урбанист, преподаватель кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ. Участник редколлегии журнала Project Baltia. Участник и один из создателей архитектурных групп «Общество анонимных архитекторов», «Культурная урбанистика», член творческой группы урбанистов u:lab.spb. Участник и лауреат международных архитектурных конкурсов и проектных семинаров.

III. Класс по портретной фотографии

12
Ведущие класса: Миша Доможилов, Татьяна Виноградова, продолжительность – 6 занятий

Из чего состоит портрет? Состояние и как его поймать? Разбор работ ведущих мастеров современного портрета. Кинематографичность. Контекст. Практические мастер-классы: доступный свет, съемка с осветительными приборами, съемка в интерьере. Практические мастер-классы будут проходить в Санкт-Петербурге (с записью и онлайн-трансляцией), а также повторяться во всех экспедициях.

Татьяна Виноградова училась на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Документальной фотографией занимается с 2013 года. Обладательница престижных фотографических наград и премий – Getty Images Portrait Prize, Direct Look Contest, Pride Photo Award, NPPA Best of Photojournalism и других. Участник коллективных выставок в России, Нидерландах, Финляндии, Малайзии, США. Работы публиковались в The New Times Moscow, Gup Magazine, CNN Photo Blog, Life Force Magazine (UK), Meduza, Colta.ru, Urbanautica, «Такие дела» и других изданиях.

IV. Класс по истории фотографии

8T9A4353
Ведущий класса: Миша Доможилов, продолжительность – 5 занятий

Используя современные образовательные технологии и другие ухищрения, мы несколько раз отправимся в путешествия во времени, чтоб проследить, как развивалась фотография. Но не сама по себе, а в контексте всего происходящего в истории, культуре, обществе, производстве, науке, искусстве, журналистике и даже повседневности самого обычного человека. Мы сами соорудим камеру-обскуру, будем трогать старинные отпечатки, полученные посредством разных аутентичных фотографических процессов, будем рассматривать эротические фотографии 19-го века и первые фотографические западноевропейские журналы 20-го. Устроим конкурс футурологических прогнозов, а с помощью проводников – студентов второго года обучения – узнаем об истории фотографии из самых отдаленных уголков планеты. На финальном занятии по правилам интеллектуального сражения «Своей Игры» мы присвоим звание самого осведомленного историка фотографии.

V. Ридинг-класс. Нескучное чтение по теории фотографии

Ведущий класса: Феодора Каплан, продолжительность – 6 занятий

На протяжении нескольких занятий мы будем знакомиться с теорией фотографии посредством изучения хрестоматийных текстов. Погружению в текстовый материал будут способствовать практические задания, интерактивная форма работы в группе, разглядывание и анализ серий и проектов и другие способы не заскучать.
1. Джон Бергер «Искусство видеть». Что, как и почему мы видим? Особенности визуального восприятия. Прямое и скрытое сообщение изображения.
2. Сьюзен Сонтаг «О фотографии». Что фотография делает с миром посредством человека и что с миром делает человек посредством фотографии?
3. Вальтер Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Фотоизображение между копией и оригиналом. Тиражирование – гибель или спасение?
4. Сергей Лишаев «Помнить фотографией». Нескромное обаяние Инстаграма или Фотография в структуре памяти.
5. Ролан Барт «Camera lucida. Комментарий к фотографии». Фотография, любовь и смерть. Фотографическое изображение в круговороте культурного и индивидуального.
6. Ольга Бойцова «Любительские фото. Визуальная культура повседневности». Язык любительской фотографии или Почему мы снимаемся на фоне ковра.

VI. Класс по современному искусству: С is for Сontemporary

1w5l6fOnD08

Ведущий класса: Ладомир Зелинский, продолжительность – 6 занятий

С is for Сontemporary – это 6 лекций о том, как мир «докатился» до современного искусства и какой базис у слов «перформанс», «инсталляция» и «новые медиа». Лекции предполагают активное включение слушателей, в том числе через непосредственные практики современного искусства.

1. Назад к корням. Дадаизм и сюрреализм. Старт современного искусства
2. Джон Кейдж как двигатель новой идеи. Активности до 1968 года
3. Ситуационистский Интернационал. Флюксус как идея искусства нескончаемого процесса. Искусство и есть жизнь? Винсент Трасов, Брюс Маклин, Гилберт и Джордж.
4. Классика перехода к эфемерному. Кляйн, Мандзони, Аккончи, Абрамович.
5. Видео-арт. Внедрение телевидения как объекта и субъекта искусства.
6. «Продай себя!» Китч, Young British Artists и Биеннале.

Ладомир Зелинский – координатор проектов Молодежного центра Государственного Эрмитажа, преподаватель секции Актуальные Художественные Процессы студенческого клуба «Эрмитаж», куратор студенческих проектов «Мы должны/не должны быть безжалостными цензорами самих себя» (2015), фестиваль «Инвазия» (2016). Обладатель гранта Фонда Владимира Потанина в 2015 году, один из создателей проекта Die|Kassette, автор аудио-визуальных перформансов, участник музыкальных фестивалей SKIF-XVIII и Gamma Festival.

VII. Класс журналистского права

doc09doc
Ведущий класса: Галина Арапова, программа уточняется

Вопросы авторского права. Частная жизнь и необходимость разрешения на публикацию героев материала. Роскомнадзор и сложные кейсы для журналиста (пропаганда суицида, наркотиков, гомосексуализма, разжигание межнациональной розни, экстремизм). Работа журналиста с чиновниками и государственными организациями. Запреты на съемку: законов РФ. Судебное преследование журналистов. Криминальная и судебная журналистика.

Галина Арапова – директор, ведущий юрист российской некоммерческой организации «Центр защиты прав СМИ» (c 1996 года). Имеет обширную практику в российский судах, ведет дела в Европейском Суде по правам человека. Эксперт в области информационного права, автор более двух десятков книг, многочисленных статей по проблемам российского права СМИ, неприкосновенности частной жизни и практики применения Европейской Конвенции в области свободы выражения мнения. Обладатель премии Союза Журналистов России за «защиту интересов профессионального сообщества». С 2007 года – член кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (г. Москва). Преподает практикующим журналистам, адвокатам, юристам редакций СМИ, судьям, как в России, так и в странах СНГ, Европы и Азии.

VIII. Класс репортажа: Живой текст

9yoyvDhDniA
Ведущий класса: Алена Лесняк

Задача класса по репортажу – выйти за пределы создания только лишь визуальных историй – мы научимся сочетать их с текстом. А точнее, с репортажным текстом, который может быть не менее эмоциональным и сильным, чем фотография или документальное кино. Мы сломаем дурацкий стереотип о том, что текст, по мнению некоторых фотографов – это приложение к фотографии, а фоторепортаж, по версии пишущих журналистов – это довесок к тексту. Нашей целью будет научиться продумывать концепцию и исполнение проектов, где текст и фотографии были бы единым целым.

Дабы не пугались те, кто совсем не представляет себя изъясняющимся словесно и пишущим тексты – капля успокоения: класс начнется с основ по репортажному делу. Сначала будут даны несколько вводных лекций по смысловой и логической структуре текста (это поможет писать не какой-то постмодерн, а тексты понятные как аудитории, так и вам самим). Дальше мы перейдем к композиции текста и главным элементам создания в нем настоящей драмы (деталям, образам, символам и смыслам). Следующий уровень – разговор о том, как создавать эмпатичные тексты, которые вызывают у читателя реакцию сопереживания.

Все тонкости узнавания репортажного дела будут снабжаться практикой – короткими учебными заданиями. А в финале вам будет предложено создать свой проект, в котором как уже говорилось выше – текст и фото будут существовать в единстве. Этот курс для тех, кто хочет стать универсалом: делать расширенные кэпшены к фоторепортажу, подписи к фотоистории, создавать лонгриды и, быть может, написать свою книгу.

Алена Лесняк – редактор отдела «Герои» и корреспондент федерального научно-популярного журнала «Кот Шредингера». С 2006 года работает корреспондентом в различных изданиях, в том числе «Русский репортер», «Областная газета», «Российская газета», «Вечерний Екатеринбург», JustMedia, FederalPress и других. С 2011 года по настоящее время – руководитель Мастерской репортажа в рамках междисциплинарного образовательного проекта «Летняя школа».

IX. Класс по арт-фотографии

FeodoraKaplan_Thing-out-of-itself (11)
Ведущий класса: Феодора Каплан, продолжительность – 8-10 занятий

Фотография – что это? С этого вопроса начнется базовый класс по арт-фотографии. Подобное вопрошание о самой себе – одно из существенных свойств современной фотографии, которую нужно понимать, чтобы любить. Арт-фотография – это своеобразный условный язык, освоение которого необходимо чаще для разговора не о том, что случилось или происходит, а о том, что лежит за этими пределами, о чем затруднительно бывает высказаться.

Мы будем говорить о том, с чем непосредственно связана фотография – о времени и пространстве внутри снимка и вне его, о рамке и плоскости, о том, каковы особенности медиума фотографии и отличия от других. Вместе мы будем изучать темы в современной фотографии особенно актуальные – телесность, память, идентичность. Рассмотрим стратегии работы в фотографическом поле и их источники – перформативную фотографию, найденное изображение, архив. Не обойдется без упоминания о ключевых вехах и концептах истории и теории современного искусства, а также невозможно будет не коснуться философских проблем насилия, взгляда, объективации, антиэстетизма, деконструкции, смерти автора и других.

Помимо теоретического материала, интенсивно снабженного визуальными примерами (из фотографии, кино, искусства), прохождение класса подразумевает практические занятия в группе и выполнение домашних заданий. Любой студент по желанию сможет начать работу над персональной серией, получив все требующиеся для этого консультации куратора и навигацию по изучению необходимых дополнительных источников.

Главной задачей студента является создание персонального фотопроекта. Кураторы: Миша Доможилов и Феодора Каплан.

 

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Твитнуть

Подпишитесь на нашу рассылку