1 курс

Программа для студентов 1-ого года обучения
«Документальная фотография и фотожурналистика»
Учебный год: октябрь 2017 – август 2018

 

Обучение по программе «Документальная фотография и фотожурналистика» в Школе «ДокДокДок» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Миши Доможилова по документальной фотографии и фотожурналистике.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам (история фотографии, теория фотографии, портретная фотография, медиаправо, социальные исследования,«текст для СМИ» и другие), а также творческие встречи с ведущими специалистами индустрии, в том числе фоторедакторами СМИ.

Разнообразные практики, в том числе участие в фотографических экспедициях, разноформатных фестивалях, работа над групповыми проектами, документальный театр и многое другое.

Главной задачей студента 1-ого года обучения является создание выпускного персонального фотопроекта. Помимо этого в течение года, как правило, студенты снимают от одной до нескольких фотоисторий для СМИ федерального уровня.

Основная программа, куратор Миша Доможилов

Основная программа состоит из пяти взаимосвязанных частей:

навыки и умения – то, что на английском языке называется soft skills – это разного рода навыки, которые позволят студентам сделать обучение более эффективным: как мотивировать себя, планировать работу над персональным проектом и как зарабатывать на фотографии;

техническое мастерство – различные фотографические лайф-хаки и приемы, овладение которыми помогут студентам избежать технических ошибок в процессе съемки;

визуальный язык – раздел о визуальном воплощении задуманного – вопросы цвета, композиции и других параметров фотографического снимка;

контекст и концепт – ряд тем, посвященных процессу работы над персональной серией, от выбора темы исследования до реализации;

индустрия фотожурналистики и документальной фотографии – необходимые знания о профессии – от фотожурналистской этики до продвижения.

Вводные лекции

Фотография: терминология и классификации. Свойства фотографии как одного из медиа. Репортаж, фотожурналистика и документальная фотография. Фотография – документ? Проектная фотография и отдельный снимок. Выбор темы для проекта.

 

Soft skills или Работа с собой

Как научиться учиться? Методики обучения. Программное обеспечение для организации работы над проектом. Особенности самообразования. Целеполагание и мотивация. Тайм-менеджмент. Комфорт, дискомфорт, внутренние барьеры. Вдохновение – что это? Публичное выступление и создание презентации. Мощный мотивационный пинок.

 

Техническое мастерство

Заделываем технические дыры во владении фотоаппаратом. Ответы на, казалось бы, элементарные технические вопросы – начиная с того, как держать камеру (и какую), до установки мирового рекорда по отбору из 7000 фотографий за один час. Разрыв шаблонов гарантируется.

 

Визуальный язык

Что такое визуальный язык в фотографии? Связь между визуальным языком и содержанием серии. Цвет в фотографии. Форма в репортажной фотографии. Современная композиция. Портрет с точки зрения формы. Фотография вещей.

 

Контекст и концепт

Тема для проекта

Персональная документалистика. Личное, частное. Фотоистория о человеке. Типичность, нетипичность. Герои и архетипы. Сообщество (комьюнити): от доступа до выхода из поля. Воображаемые сообщества, этнос и нация. Социальная группа: методы разработки темы. Исследование профессии. Пространство и ландшафт, путь и граница. Деревня и город: особенности исследования. Паттерн. Событие в документальной фотографии. Последствия событий. Индивидуальная и коллективная память. Индивидуальная и коллективная травма. Явление, феномен, тренд. Аналитические методы в фотожурналистике и документальной фотографии. Системный анализ и его применение в работе над проектом. Глобальные и локальные решения в работе над темой. Внутренний и внешний конфликты.

Последовательность и отбор в фотографических сериях

Как рассказать историю с помощью фотографий. Методы повествования и способы сбора серий. Завершенность высказывания. Нарратология. Нарратив в кино, фотографии и других медиа. Типология, архив.

 

Индустрия фотожурналистики и документальной фотографии

Этика и фотография

Этика журналиста, фотожурналиста, документалиста, социолога, человека. Фальсификация. Особенности обработки фотографий в фотожурналистике. Право на изображение человека. Остросоциальные темы и деликатность.

Жанровая специфика

Фотоистория для СМИ. Репортажные приемы. Портрет для журнала. Портрет в документальной фотографии. Социальный пейзаж в документальной фотографии. Натюрморт. Документальная фотография без человека.

Мастерство и профессионализм

Особенности технической съемки в разных условиях. Быть профессионалом – что это значит? Фотожурналист будущего. Исследование перед съемкой. Полевая журналистская работа. Интервьюирование. Получение доступа в труднодоступные места, организации, закрытые сообщества. Работа в конфликтных ситуациях. Спортивная фотография. Работа за рубежом. Бюджетирование и логистика.

Презентация, продвижение, вознаграждение

Сайт для фотографа. Составление CV и биографии. Конкурсы и фестивали в России и за рубежом. Составление заявки на получение гранта. Социализация фотографа в индустрии. Портфолио-ревю, коммуникация с фоторедакторами СМИ. Как заработать на фотографии? Презентация проекта. Текст к проекту и кэпшены к фотографиям.

Постпродакшн

Технический отбор снимков. Постпродакшн как часть визуального языка. Пакетная обработка фотографий.

Краткосрочные учебные классы

I. Класс по истории фотографии

Ведущий класса: Миша Доможилов, продолжительность – 5 занятий

Используя современные образовательные технологии и другие ухищрения, мы несколько раз отправимся в путешествия во времени, чтоб проследить, как развивалась фотография. Но не сама по себе, а в контексте всего происходящего в истории, культуре, обществе, производстве, науке, искусстве, журналистике и даже повседневности самого обычного человека. Мы сами соорудим камеру-обскуру, будем трогать старинные отпечатки, полученные посредством разных аутентичных фотографических процессов, будем разглядывать эротические фотографии 19-го века и первые фотографические западноевропейские журналы 20-го. Устроим конкурс футурологических прогнозов, а с помощью проводников – студентов второго года обучения – узнаем об истории фотографии из самых отдаленных уголков планеты. На финальном занятии по правилам интеллектуального сражения «Своей Игры» мы присвоим звание самого осведомленного историка фотографии.

II. Класс по портретной фотографии

Ведущие класса: Миша Доможилов, Татьяна Виноградова, Феодора Каплан, продолжительность – 6 занятий

Класс по портретной фотографии включает в себя историю, теорию и практику.

1. История портретной фотографии. Десять классиков портрета против десяти современников. Особенность документального портрета.

2. Теория портретной съемки. Из чего состоит портрет? Состояние и как его поймать? Кинематографичность и контекст. Анализ портфолио.

3. Практический мастер-класс: доступный свет, съемка с осветительными приборами на лету, съемка в интерьере. Экспресс-задание на съемку документального портрета.

4. Разбор домашнего задания, в том числе групповых проектов.

5. Концептуальный портрет: «человек без внешности». Обзор концептуальных портретных серий.

6. Разбор домашнего задания.

Практические мастер-классы будут проходить в Санкт-Петербурге с записью и онлайн-трансляцией.

Татьяна Виноградова училась на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Документальной фотографией занимается с 2013 года. Обладательница престижных фотографических наград и премий – Getty Images Portrait Prize, Direct Look Contest, Pride Photo Award, NPPA Best of Photojournalism и других. Участник коллективных выставок в России, Великобритании, Нидерландах, Финляндии, Малайзии, США. Работы публиковались в The New Times Moscow, Gup Magazine, CNN Photo Blog, Life Force Magazine (UK), Meduza, Colta.ru, Urbanautica, «Такие дела» и других изданиях.

III. Класс медиаправа

doc09doc
Ведущая класса: Галина Арапова, 4 занятия

Вопросы авторского права. Частная жизнь и необходимость разрешения на публикацию героев материала. Роскомнадзор и сложные кейсы для журналиста (пропаганда суицида, наркотиков, гомосексуализма, разжигание межнациональной розни, экстремизм). Работа журналиста с чиновниками и государственными организациями. Запреты на съемку: законы РФ. Судебное преследование журналистов. Криминальная и судебная журналистика.

Галина Арапова – директор, ведущий юрист российской некоммерческой организации «Центр защиты прав СМИ» (c 1996 года). Имеет обширную практику в российский судах, ведет дела в Европейском Суде по правам человека. Эксперт в области информационного права, автор более двух десятков книг, многочисленных статей по проблемам российского права СМИ, неприкосновенности частной жизни и практики применения Европейской Конвенции в области свободы выражения мнения. Обладатель премии Союза Журналистов России за «защиту интересов профессионального сообщества». С 2007 года – член кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (г. Москва). Преподает практикующим журналистам, адвокатам, юристам редакций СМИ, судьям, как в России, так и в странах СНГ, Европы и Азии.

IV. Класс «Текст для СМИ»

9yoyvDhDniA
Ведущая класса: Алена Лесняк

Задача класса – выйти за пределы создания только лишь визуальных историй: мы научимся сочетать их с текстом. А точнее – с репортажным текстом, который может быть не менее эмоциональным и сильным, чем фотография или документальное кино. Мы сломаем дурацкий стереотип о том, что текст, по мнению некоторых фотографов – это приложение к фотографии, а фоторепортаж, по версии пишущих журналистов – это довесок к тексту. Нашей целью будет научиться продумывать концепцию и исполнение проектов, где текст и фотографии были бы единым целым.

Дабы не пугались те, кто совсем не представляет себя изъясняющимся словесно и пишущим тексты – капля успокоения: класс начнется с основ по репортажному делу. Сначала будут даны несколько вводных лекций по смысловой и логической структуре текста (это поможет писать не какой-то постмодерн, а тексты понятные как аудитории, так и вам самим). Дальше мы перейдем к композиции текста и главным элементам создания в нем настоящей драмы (деталям, образам, символам и смыслам). Следующий уровень – разговор о том, как создавать эмпатичные тексты, которые вызывают у читателя реакцию сопереживания.

Все тонкости узнавания репортажного дела будут снабжаться практикой – короткими учебными заданиями. А в финале вам будет предложено создать свой проект, в котором как уже говорилось выше – текст и фото будут существовать в единстве. Этот курс для тех, кто хочет стать универсалом: делать расширенные кэпшены к фоторепортажу, подписи к фотоистории, создавать лонгриды и, быть может, даже написать свою книгу.

Алена Лесняк – редактор отдела «Герои» и корреспондент федерального научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера». С 2006 года работает корреспондентом в различных изданиях, в том числе «Русский репортёр», «Областная газета», «Российская газета», «Вечерний Екатеринбург», JustMedia, FederalPress и других. С 2011 года по настоящее время – руководитель Мастерской репортажа в рамках междисциплинарного образовательного проекта «Летняя школа».

V. Класс социальных исследований:
гендер, телесность, сексуальность


Ведущая класса: Эльвира Ариф, продолжительность – 4 занятия

Мы живем в телах, имеющих пол и различные желания в обществе, которое не выбирали. Мы сами себе – самые большие эксперты в этих сферах индивидуального мира. А если заглянуть за свои привычные границы? На протяжении четырех занятий мы будем говорить о неотъемлемой составляющей жизни каждого из нас с точки зрения ученых, которые изучали и осмысляли вопросы пола, тела и сексуальности. Для наглядности обратимся к визуальным материалам из разных сфер искусства.

1. Гендерный вопрос: возможны ли различия без иерархий?

В лекции по гендерным исследованиям будут рассмотрены актуальные на данный момент концепции, которые формируют основания для разделения людей на мужчин и женщин. В этом разрезе рассмотрим представления о мужских и женских инстинктах, сущностях, ролях, конструктах. Отдельно поговорим о том, как в социуме возможны «настоящие женщины» и «настоящие мужчины».

2. Дано мне тело – что мне делать с ним, таким единым и таким моим?

Вопрос телесности будет рассмотрен как процесс преобразования биологической данности в процессе освоения культуры, который разворачивается в условиях современности. Основной акцент будет сделан на телесные практики, презентации и тело как проект. В фокусе внимания вопросы: как создаются в культуре разные тела? Каковы инструменты социального контроля и формы сопротивления? Каковы телесные ресурсы?

3. Что вы прицепились к этому сексу? Все без любви — грех

Разговор про сексуальность будет открыт презентацией разнообразия практик и идентичностей. В фокусе внимания окажутся вопросы власти и сексуальности, желания, страсти, влечения, любви. Почему вокруг так много разговоров о гомосексуальности, но мы практически ничего не знаем о сексвайф и куколдах? Первый оргазм с порно или желанным человеком: есть ли выбор? Полиамория, асексуальность, полигамия, моногамия: насколько мы подкованы в этике сексуального поведения?

4. Гендер, телесность, сексуальность в контекстах повседневности и социальных различий

Тела, имеющие пол и направленность желания, большую часть времени погружены в повседневность действий, контактов, выборов, которые создают поток жизни, который, смешиваясь с другими биографиями, образует ткань общества. В этой лекции мы подумаем, как и что создается представлениями в повседневности. Кроме того, общество не нейтрально, а разделено на основании разных различий. Возраст, этничность, гражданство, раса, религиозность, класс – все эти социальные явления образуют секции, которые по-разному формируют общества и биографии. Рассмотрим наши темы в соотношении друг с другом: что происходит в сочетании между ними? Что дает интерсекциональный подход? Что мы можем увидеть и понять нового?

Эльвира Ариф – научный сотрудник «Центра молодежных исследований» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, преподаватель департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. В качестве исследователя, аналитика, координатора и администратора участвовала более чем в 20-ти проектах, по результатам которых вышло 20 публикаций. Сфера научных интересов: телесность, молодежные культуры, гендерные исследования, дискурс-анализ, нормализация, потребление.

VI. Ридинг-класс по теории фотографии

Ведущая класса: Феодора Каплан, продолжительность – 5 занятий

На протяжении нескольких занятий мы будем знакомиться с теорией фотографии посредством изучения хрестоматийных текстов. Погружению в текстовый материал будут способствовать практические задания, интерактивная форма работы в группе, разглядывание и анализ серий и проектов и другие способы не заскучать.

1. Вальтер Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Фотография как новая чувственность. Фотоизображение между копией и оригиналом. Тиражирование – гибель или спасение?

2. Джон Бергер «Искусство видеть». Проблема взгляда в искусстве. Прямое и скрытое сообщение изображения.

3. Ролан Барт «Camera lucida. Комментарий к фотографии». Фотография, любовь и смерть. Фотографическое изображение в круговороте культурного и индивидуального.

4. Сьюзен Сонтаг «О фотографии». Что фотография делает с миром посредством человека и что с миром делает человек посредством фотографии?

5. Вилем Флюссер «За философию фотографии». Роль фотоаппарата и фотографа в фотографическом процессе. Фотография в системе коммуникации, фотографирование как соблазн.

VII. Класс «Фотография и современное искусство»

Ведущая класса: Феодора Каплан, продолжительность – 5 занятий

Класс находится в разработке.

 

 

В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

Главной задачей студента 1-ого года обучения является создание персонального фотопроекта. Кураторы – Миша Доможилов и Феодора Каплан.

В оформлении страницы использованы фотографии Даниля Усманова, Дарьи Гарник, Татьяны Виноградовой, Татьяны Егоровой, Феодоры Каплан.

Подпишитесь на нашу рассылку

Новости Школы в вашем ящике