Отзывы

Отзывы выпускников Школы «ДокДокДок» 2016 года, а также мастерской «Документальная фотография и фотожурналистика», реализованного в рамках образовательной программы ФД.Институт в 2013-2015 годах, куратор Миша Доможилов.

 

 

Зина Илюхина (Москва)
10170014Пройдя первый год обучения в школе «ДокДокДок», в первую очередь, хочу выразить огромную благодарность куратору курса Мише Доможилову и всем лекторам за то, что делились с нами своим личным, бесценным опытом. Как правило, теория в школах — это самый скучный период. Но все лекции «ДокДокДок» — это действительно познавательный и вдохновляющий процесс.

Практические задания в школе — отдельная песня. Невозможно было спрогнозировать, какое невероятное задание получишь от Миши прямо во время лекции. Сегодня ты можешь стать детективом и в течение нескольких часов следить за совершенно незнакомым человеком, а завтра тебе придется подойти к незнакомцу и уговорить на съемку в его личном пространстве. Это реальный квест, и каждый раз была минута недопонимания: для чего это всё нужно? Но спустя какое-то время понимаешь, что во время важной для тебя съёмки все эти упражнения помогут не растеряться и работать в стабильном режиме. А кто-то таким способом может открыть для себя новый визуальный язык.

Отдельное спасибо за организацию онлайн-занятий. Я проходила обучение из другого города и никогда у меня не было чувства, что я «за бортом». Технически процесс очень грамотно организован. Особая моя любовь — экспедиции школы. Это были наикрутейшие приключения в разных городах России. Мы узнали, как нужно работать в «полях» в условиях заданного дедлайна. А проживание в одном пространстве с участниками экспедиции — отличная возможность обмена опытом. Также спасибо всем студентам школы! Классно, что вы все такие разные и интересные. Вы вдохновляли и заряжали своей фантазией и работоспособностью. Подводя итоги года, хочу поблагодарить «ДокДокДок» и лично Мишу Доможилова за опыт, знания и за то, что теперь мы навсегда — одна большая банда.

 

Галина Халилова (Новосибирск)
10170002Сердечные благодарности Мише Доможилову за поддержку, ценные указания, чёткие интеллект-карты и структурированные лекции, за юмор и команду и даже за сдержанность, а порой холодок. Этот год во мне многое изменил, тема, которую я выбрала для исследования, дала мне ту глубину, страсть и острое чувствование жизни, которых мне хотелось.

Теперь я хочу идти дальше и поняла, что ради фотографии я готова на многое. Это настоящая любовь, которая, я уверенна, рано или поздно принесёт свои плоды.

 

Маша Гельман (Санкт-Петербург)
10170020Год обучения в школе документальной фотографии «ДокДокДок» у Миши Доможилова закончился. Прошел выпускной, я сделала фотопроект, но чувствую, что не прощаюсь. Я немного расскажу о личном, что взяла из школы. Спустя год обучения фотография и, скорее, фотоистории стали для меня тем, без чего я не могу жить. Фотография глубоко внутри меня — это я унесу с собой. Каждый день я обдумываю новые проекты, серии, визуальные решения. Да, теперь я знаю в какой профессиональной области у меня загораются глаза, где я жутко переживаю, где отдаюсь по максимуму. Я поняла, что благодаря школе я влюбилась в разные жанры, в которых сейчас работаю и наслаждаюсь. Хотя до этого остерегалась. Да, в школе расширяются границы, ты понимаешь, что фотография намного интереснее и сложнее, чем кажется.

Мы учились анализировать фотографию. Этому я продолжаю учиться. Мы разбирали работы разных фотографов, рассуждали про визуальные языки. Я расширила свой кругозор и теоретический уровень в фотографии.

Я бы написала еще 10 абзацев, что я ни разу не жалею о потраченном годе, отдавая свои силы и время в школе «ДокДокДок». Но итак ясно, теперь отправляюсь на дальнейшую службу документальной фотографии!) Отдельное спасибо Мише. Ты проделал огромную работу, да и продолжаешь совершенствовать школу. Ты гигант фотографической деятельности!

 

Аша Маилз (Санкт-Петербург)
10170010Год был просто супер. Помимо сумасшедших заданий (а что, вам например, уговорить на фото в стиле «ню» малознакомого человека?), экспедиций в русскую глубинку и фотофестивалей, я получила офигенный фотографический опыт и возможность продвижения своих работ.

И знаете, что я вам скажу? Мишина школа — это аттракцион похлеще американских горок. Если в других местах скучно, заумно и все по правилам, в Док Док Док нет никаких границ и шаблонов, вам предстоит столько испытаний на прочность, что, если доживете до конца, сами себя не узнаете!

 

Анастасия Стуколова (Санкт-Петербург)
10180010Этот год был одним из продуктивнейших в моей жизни, во многом именно благодаря школе «ДокДокДок». В начале обучения мое представление о фотожурналистике было на уровне «работать в СМИ и ездить на задания от редактора». Я почему-то не думала об исследовательской работе, а тем более о ее языке, методе и ОСОБЕННО о выборе темы через СЕБЯ. А, казалось бы, эти вещи — на поверхности, но нет. Светлым умам всегда нужен проводник, т.к. чаще всего правильно направленный талант дает очень хороший результат. Я получила в школе больше, чем ожидала. Инструменты для реализации себя у меня были, пожалуй, все. Если честно, я уже не помню себя до школы. У меня улучшился вкус, улучшился глаз, я стала более избирательна, у меня огромное количество мыслей и идей для реализации. И это был тот случай, когда в кайф был сам процесс и когда жалко, что все закончилось!

 

Анатолий Садков (Санкт-Петербург)
10180021Когда я узнал, что у Миши Доможилова открывается собственная школа, я без раздумий начал писать мотивационное письмо и судорожно складывать портфолио. Получив ответное письмо о приеме, я был на седьмом небе от счастья, в прочем это состояние продолжается и сейчас, хотя учебный год и закончился. Когда я пришел в «ДокДокДок» мне хотелось начать снимать жизнь как она есть, понять фотографию, мыслить проектами и фотоисториями. Знаний в техническом плане хватало, не было базы документалистики и фотожурналистики.

Моей целью и целью Миши, является снятый проект. Проект за время учебы я не снял, но с каждым днем я чувствую себя сильнее, благодаря полученным знаниям я более детально продумываю нюансы своих мыслей и считаю это правильным. Проект уже начат и даже не один, так что все в процессе). Структура и темп учебы выбраны очень удачно, т.е. количество, периодичность лекций и время на выполнение домашних заданий. Домашние задания — это отдельная тема, особенно для слухов среди других школ) Они интересны, иногда это вызов самому себе, но чертовски полезны. Время занятий — оптимально для совмещения с трудовой деятельностью.

Отдельный респект за встречи с фотографами, социологами, фоторедакторами и т.д. Это очень мотивирует, информация крайне интересна и полезна. Экспедиции — это гвоздь обучения. Самый полезный опыт получен именно там. Резиденции и встречи — крутые и позитивные мероприятия. Во время обучения используется очень удобный софт и месенджеры. За время учебы у меня сформировался удивительный круг общения, с людьми, которых я могу назвать лучшими друзьями, и это одно из самых чудесных событий.

 

Елена Вилесова (Санкт-Петербург)
10180031Миша, моя благодарность тебе не знает предела. Твоя школа дала универсальный набор прикладных инструментов. Программа воспринимается как продуманное системное целое, где всё важно.
О, домашки! За домашки отдельное спасибо – то, что переломилось во мне во время выполнения некоторых – давно пора было переломить. Курсы личностного, прошу прощения, роста)) Во многом, кстати, в экспедиции. Как побочный эффект постепенно возникло множество феерических баек, которые можно потом с удовольствием пересказывать.

Появилось много новых интересных людей вокруг, а с ними пришли свежие потоки информации, идей, ништяков, удовольствия для мозга. Некоторым я могла бы аплодировать стоя за разное – и человеческое, и фотографическое. Много нового, много полезного – и то, и другое в основном приятно. Рассадник адеквата и позитива. Надеюсь, будут ещё новые истории!

 

Надя Фильчугова (Санкт-Петербург)
10170022Когда я поступила в школу «ДокДокДок», я плохо представляла, что такое документальная фотография. Снятых проектов у меня не было. Был достаточно большой опыт рекламной студийной съемки, мероприятий. Я пришла в школу, чтобы решить пару вопросов: «Для чего я фотографирую?» и «В чем смысл фотографии? «. И я на них ответила. Для меня курс стал настоящим открытием — большой объём новых знаний, глубокое изучение различных тем, литература и интересные домашние задания. А также очень удобная система обучения: если пропустил занятие — можно посмотреть запись. Это просто незаменимое новшество! 3 ярких момента: 1. Экспедиция; 2. Лекция про мотивацию; 3. Фотофест в Москве и наши 7-минутные выступления.

Сложно было начать фотографировать незнакомцев, спрашивая их согласия. Пришлось переступить некий барьер. Это как игра, некое испытание себя. Мой итоговый проект тоже стал испытанием меня. А главное — важным самоанализом. Где ещё такому учат? Фотография и психология? Невероятно! У тебя проблемы — решай их с помощью документальной фотографии! Как говорит Миша Доможилов, снимать нужно в первую очередь то, что тебя больше всего волнует. Ну, а кого не волнуют собственные проблемы?

Миша неравнодушен к любой теме, всеми силами он помогал каждому из нас. Проекты, доступ, публикации и участие в конкурсах — мы получали поддержку во всем. Настоящий профессиональный куратор и знаток своего дела! Это был лучший год! Всем рекомендую лучшую школу документальной фотографии в Петербурге!

 

Юлия Пепеляева (Санкт-Петербург)
10180023Жить интересной жизнью и заниматься тем, что нравится — это практически формула счастья. Школа «ДокДокДок» целый год давала мне такую возможность, даже не смотря на то, что я не самый прилежный ученик и выполняла домашние задания далеко не все и не всегда. Но в этом тоже особенность и отличие обучения у Доможилова от обучения в других школах — каждый выбирает для себя тот темп развития, какой ему лично удобен — никакого давления, обязательных посещений, наказаний или порицаний за то, что не осилил или не успел. При этом очень насыщенная теоретическая и практическая часть — те, кто хотел, получили максимальную пользу от обучения и прекрасный старт в начинающейся карьере. Что еще очень понравилось, так это то, что было много лекций не только на тему документальной фотографии, но и из всевозможных околофотографических сфер — кино, литература, искусство в частности и в целом, приглашались лекторы из самых разных направлений, хорошие лекторы, известные фотографы, редакторы и т.д.

Очень здорово, что регулярно школа организовывала экспедиции по всей России. Из каждой поездки студенты привозили массу интереснейших репортажей, которые впоследствии были неоднократно опубликованы известными российскими и зарубежными изданиями. Другими словами, знания и навыки, которые давал Михаил не были поверхностными, мне они показались базисными и довольно глубокими. Мои ожидания от обучения на момент поступления были гораздо скромнее, чем я получила в итоге. В общем, огромное спасибо, Миша, все было очень круто и интересно! До новых встреч!)

 

Антон Климов (Иркутск)
Бывает так, что при всем желании мы не можем освоить какие-либо навыки самостоятельно. В моем случае так произошло с документальной фотографией, которой я хотел заниматься достаточно давно, но все время что-то мешало. Теперь я понимаю, что работа над документальными проектами предполагает целый набор различных навыков и приличный визуальный опыт. Проблематично вникнуть в это всё без погружения в соответствующую среду. В моем небольшом, но уютном городе этой среды попросту нет.

«ДокДокДок» – уникальное для нашей страны явление, потому что теперь не надо жить в Москве или Питере, чтобы получить достаточно узкоспециализированные знания и попасть в документальную фотографическую среду.
Специфика документальной фотографии ещё в том, что она не всем понятна, её сложно воспринимать без наличия определенного визуального опыта. Поэтому документальную фотографию нужно продвигать: показывать, объяснять, создавать визуальные прецеденты. В этом мне кажется и есть миссия школы – развивать более сложную и концептуальную фотографию, чем то, чем обычно наполнены наши ленты социальных сетей. Учебный процесс был очень насыщен фотографической и нефотографической практикой, просмотром примеров работ лучших документальных фотографов, четко структурированной теорией, возможностями расширения кругозора, чуткой поддержкой и юмором куратора.

Изменения – это лучшее, что может произойти в жизни человека и у меня за период обучения в школе определенно произошли некоторые трансформации, как восприятия фотографии, так и картины мира в целом.
Огромное спасибо Мише за эти десять месяцев увлекательного путешествия по дивному миру современной документалистики! Было круто!

 

Вера Новожилова (Оренбург)
За этот год обучения в «ДокДокДок» я узнала многое о фотографии как с технической, так и с теоретической стороны и серьёзно подняла уровень своего мастерства. Нашла много интересных друзей с интересом и пользой съездила в экспедицию в Иркутск, множество раз выходила из зоны комфорта, что всегда необходимо для развития.

На занятиях Миши Доможилова всегда познавательно и интересно, он говорит о сложных вещах легко и с юмором, приводит примеры из жизни. Кроме того, он привлекает достойных лекторов со стороны, чтобы ещё больше расширить программу. К слову о программе, она очень оригинальна и содержит множество интересных и нестандартных домашних заданий. Отснять десяток портретов случайных людей на улице с их разрешения? Познакомиться с человеком на улице и в этот же день провести съёмки у него дома? Снимать героя 24 часа без перерыва и даже когда он спит? Уговорить незнакомца, никогда ранее не снимавшегося профессионально, на портрет в стиле «ню»? Страшно, сложно, но я смогла!

На обучение к Мише приходит огромное количество людей, но он всегда находит время для каждого отдельного студента: помочь, подсказать, заставить действовать, если ты ленишься. А самое главное — Доможилов прогрессивен, современен и знает, что происходит в окружающем мире, так что результат получается с прицелом на современные тренды и современный мир.

 

Женя Мезенина (Санкт-Петербург)
Могу на 100 процентов рекомендовать школу «ДокДокДок», здесь точно есть чему поучиться и не только. Честно говоря, до этого я слабо себе представляла, что такое документальная фотография, случайно увидела рекламу школы и решила попробовать. За год я получила неоценимый опыт, знания, новое понимание фотографии, и кто вообще такой фотограф.

Во-первых, это абсолютно «современная», в лучшем смысле этого слова, школа и «современный» куратор. Здесь нет жестких рамок, шаблонов, указаний, а есть авторская программа, новые идеи иногда появляются в процессе, и очень круто, когда преподаватель постоянно анализирует процесс, результаты, чтобы что-то менять и придумывать новое, а не следовать жесткому плану.
Здесь вы получаете информацию, которая реально пригодится на практике, что тоже очень важно. Здесь вы, вполне возможно, будете делать то, что не делали никогда в жизни и не предполагали, что будете, и это тоже огромный плюс школы — всегда есть шанс и возможность узнать себя и свои возможности лучше. В любой ситуации Миша Доможилов не будет вас «гнобить», но сможет дать очень хороший, тактичный, где-то даже нежный и при этом убедительный пинок. Плюс он умеет слушать и слышать.
Еще в школе вы точно встретите очень много интересных, увлеченных своим делом и талантливых людей. Кто-то будет учить вас, вернее даже не учить, а делиться своими знаниями, опытом, любовью к фотографии. С кем-то вы будете учиться. Ну и главное — каждого ученика школа учит необходимой и важной для любого фотографа, да и для любого человека:) вещи — самостоятельности.

 

Светлана Спеко
Когда тебе чего-то не хватает, ты начинаешь искать. Я пришла на курс Миши Доможилова с уверенностью, что все происходящее возьмет меня за шкирку и вытащит из бушующего мира фотографии, где я плыла с закрытыми глазами и периодически тонула. Так оно и случилось. Меня выбросило на берег бездыханной, но с огромным желанием начать что-то делать, жить дальше.
На первой встрече мы получили задание. Одно из них – это вопрос, что бы ты никогда не снял. Тогда многие отвечали, что способны снять все, включая смерть, боль, страдания и т.п. Через несколько месяцев, смотря на себя и своих сокурсников, мне стало ясно, что снять мы можем только очень близкое, понятное, пережитое, но никак не войну (абсолютно за всех не говорю).
Шоры с глаз упали, мир стал казаться комком проблем, историй, которые просто необходимо рассказать. Ты уже начал находить, видеть, но не всегда знал, как подступиться, а к весне, съездив в экспедицию, в поля, все совсем стало понятно. Еще несколько лекций и любая тема кажется простой – иди и снимай. Но не тут-то было…

Миша придумал отличную схему «как стать документальным фотографом». Это действительно удивительный процесс, который превращает тебя в «по-другому» мыслящего. Его школа – это как факультет сценарного мастерства, режиссуры и продюсирования. Только вот есть одна большая проблема – прокрастинация. Болезнь, которая кажется легко излечимой, если ты послушал лекцию о мотивации (такая тоже была), прочитал дополнительную литературу, но чувство, что ты боишься сделать плохо, не прошло. И тут уже волшебник Миша не поможет, здесь только твоя личная работа с самим собой с утра и до вечера.
Конечно, волшебства не существует, ты не можешь просто взять и стать отличным документальным фотографом, хотя теперь я уверена, что каждый, кто хочет что-то рассказать миру, сможет это сделать. Возможно, не сразу, но сможет. Потребность говорить, доносить, помогать есть в каждом из моих сокурсников, я точно знаю. И мне очень хочется, чтобы мы не забывали об этом, если кто-то, как и я, не смог, не успел, обжегся, передумал, закрылся, перегорел.

На выпускной я не пошла, потому что не закончила. Это вам не средняя школа, откуда бежишь, в докдокдок хочется остаться навсегда. Благо, что есть продолжение. Вот такая моя личная мотивация: Не ври себе/ начинай/ стимулируй/ продолжай/ заканчивай/ отметай.

 

Умида Абдуразакова (Ташкент)
Впервые у меня был опыт онлайн-обучения, и я не просто удовлетворена, а очень довольна, что этот способ дал мне возможность проучиться в питерской школе фотожурналистики, находясь в Ташкенте. Было интересно, честно, любопытно, ново, иногда шокирующе, и никогда — скучно!

Очень-очень много материала (даже не все ссылки успела просмотреть), рекомендованное кино, книги. На самих занятиях-лекциях Миша Доможилов интересно рассказывал, использовал графики-схемы-таблицы, чтобы восприятие было разным, я исписала конспектами две толстые пружинные тетради формата А-4. Даже те лекции, которые сам Миша назвал скучными, я бы характеризовала, как обстоятельные. Все лекции записывались на видео; пропустив что-либо, можно было потом спокойно посмотреть в удобное время.
Были потрясающие встречи с фотографами! Татьяна Плотникова, Мельников Валерий, Мария Турченкова, Сергей Потеряев — это те имена, которые я уже не забуду. Две встречи с социологом Ольгой Бредниковой настолько крутились в голове, что постоянно вызывали фантазию, как я еду в Питер и работаю с ней в паре переводчиком узбекских мигрантов))) Были очень интересные встречи с фоторедакторами, особенно ценные для проживающих в России!

Экспедиции, фестивали предоставляли уникальные возможности, но к сожалению, не касались меня, т.к. я живу за тысячи километров(((. Личные качества преподавателя — это важно! Больше всего меня поразило его терпение — всё время он сохранял доброжелательный тон, ни разу не позволил себе быть в эфире в плохом настроении (как любой живой человек за 10 месяцев он, наверняка, имел повод для него). Ровный, доброжелательный, лёгкий тон очень поддерживал студентов, но в то же время не был препятствием к критике. Это очень важный баланс: уметь так сказать, чтобы вытащить всё возможно хорошее из студента и в то же время показать слабые места, не дав повода для обид. И спасибо студентам!

 

Евгений Демшин (Пермь)
О школе «ДокДокДок» я узнал от своего товарища, который учился в прошлом году у Миши Доможилова. Банально, но правда — успех лежит вне зоны нашего комфорта. Одно из первых заданий в школе — провести съемку незнакомца в течение 24-х часов. В школе учишься всему: выстраивать быстрые коммуникации с людьми, планировать и придумывать проекты, снимать «иначе», пробовать новые техники съемки, анализировать работы известных авторов. И много чего еще.

Кроме того, в школе есть две крутые фишки. Первая – экспедиции. Приехать в другой регион, найти там тему и снять проект, который опубликуют. Такую задачу ставит Миша перед поездкой. Так случилось и у меня, это была моя первая публикация на lenta.ru. Вторая – это встречи с фотографами и экспертами. Особенно мне запомнились лекции по полевой социологии: как получить доступ к закрытым сообществам, как их исследовать. Молодые фотографы-документалисты делятся опытом и рассказывают о своих проектах. Очень интересно узнать, как людям приходят в голову идеи и почему они реализуют их именно так.
В общем, такие знания и навыки можно получить только в «ДокДокДок»!

 

Алексей Гунькин (Волгоград)
Я человек консервативных взглядов, и что-то кардинально менять в съемке не хотел, не мыслил, не представлял возможным. И что бы произошли реальные качественные изменения, надо чтобы они прошли, прежде всего, в голове! Честно признаюсь, я не ожидал от Школы «ДокДокДок» Миши Доможилова таких переворотов! И все это в режиме «онлайн»!

Советую ли я другим пойти учиться в «ДокДокДок»? Большой Вопрос! Это образование – клад. А кладом кто захочет делиться? А вот куратор Школы делится! Всем, что у него есть: своим интересным и многогранным опытом, знаниями, эмоциями, временем. Эффективно построен сам курс обучения: теория-обсуждение-практика. Это Вам не скучное заседание за партами и тупая начитка материала. Прежде всего – живое обсуждение всего происходящего и просмотренного, анализ, разбор, рекомендации к фотографиям и проектам. Столько открытий я для себя сделал за эти 10 месяцев!

Настоящим сюрпризом стали для всех студентов наши домашние задания! Шутка ли — убедить сняться «ню» незнакомого человека или провести 24 часа съемки с другим незнакомцем! Каждую неделю домашки становились сложнее. Ну и сам итоговый проект — главная задача курса Школы. Я еще продолжаю его снимать, но мои близкие и знакомые фотографы, сразу отметили, что мои работы стали совсем другого уровня, современные!

 

Дарья Спирина (Санкт-Петербург)
Для меня это был очень сложный год. До этого я и побеждала на конкурсах и ездила на стажировки, но это были пейзажные фотографии и фотографии диких животных. Я анималист по природе и с людьми мне нелегко. Выбирая учебу в школе «ДокДокДок», я думала, что знаю, на что иду — оказалось, нет) И хотя я осилила не всё, это был безусловно ценный опыт — целый год бок о бок с людьми, перевернувшими моё представление о фотографии. Зимой меня настиг экзистенциальный кризис, и после этого я начала учиться фотографии заново — форме, свету, цвету, композиции. Весенний фестиваль в рамках обучения зарядил мотивацией и огромным вдохновением.

Если Ваш путь будет труден — это не повод не ходить, как минимум это отличная возможность пережить катарсис в кругу людей, способных понять и поддержать. Именно пережить и найти в себе силы двигаться дальше. Социальная фотография — это тяжело, но в конечном итоге она действительно делает нас сильнее. Спасибо куратору Мише Доможилову за теплую атмосферу, позволяющую справляться с личными трудностями, потрясающую организацию и оптимизацию процесса обучения, за интересные лекции. За то, что он так много вложил души в этот курс.

Если Вы захотите расширить свои границы и понять что же такое документальная фотография – вам прямиком в школу «ДокДокДок», этот опыт несравним с тем, что дают на мастер-классах, вы не пожалеете.

 

Александра Копачева (Москва)
Для меня переломным моментом в обучении стала фотоэкпедиция. Постоянная работа в поле, сразу готовый результат и тут же обратная связь от преподавателя. Такая практика прокачивает, учит работать в режиме 24/7, когда постоянно нужно держать в голове тему, а при случае быстро сориентироваться и поменять ее. И спасибо куратору Мише Доможилову — фраза «днище не ты сама, а твой фотопроект» до сих пор в моей голове)

Лекции «Докдокдок» можно сравнить с фундаментальной наукой. Они включают все, что нужно знать начинающему фотожурналисту, главное -потом развиваться самому. А после этих лекций хочется посмотреть все работы фотографов, о которых только что услышал, прочитать книги, посмотреть фильмы, о которых говорили. Ценно еще и то, что лекции не ограничиваются только фотожурналистикой. За год обучения в школе я действительно поняла, чем хочется заниматься!

 

Юлия Алтухова (Новосибирск)
Когда я пришла учиться, у меня была определённая цель — дополнить знания и систематизировать имеющиеся на практике. Цель, безусловно, достигнута. Большие плюсы «ДокДокДок» — возможность обучения онлайн. За пределами Спб или Мск негде учиться, часто и не с кем общаться. Мне понравился формат обучения — 2 недели занятий и 2 недели перерыва. Такие перерывы — достаточное время, чтобы выполнить д/з или что-то прочитать. Коллективные обсуждения проектов и идей помогают протестировать темы, не запутаться в них. Непринуждённая атмосфера и возможность обсуждать любые темы всегда меня радовала.

Фотография, которую мы должны были делать, которой учились — это высокий уровень мастерства, что заставляет размышлять, искать визуальные решения, подбирать то, что тебе подходит, а что нет. Школа даёт отличную возможность попробовать разные визуальные языки, помогает прочувствовать, где и какой язык лучше всего использовать.

Школа дала мне импульс к саморазвитию. Учёба — всегда большая работа над собой, а тут она жизненно необходима, потому что приходилось преодолевать какие-то свои страхи, неуверенность, экстренно становиться экспертом в социологии или антропологии. К концу обучения я поняла, что документальная фотография — это адский интеллектуальный труд, если ты не хочешь делать поверхностные вещи, то тебе приходится учитывать множество моментов, никак не связанных с самой фотографией, уметь смотреть на тему очень широко. И этот адский труд не пугает, а наоборот вдохновляет. Школа даёт профессиональный старт, здесь понимаешь, что нужно соответствовать требованиям профессиональных стандартов, рынка. Очень круты портфолио-ревю с редакторами.

Важно, что получаешь по итогу обучения — огромный опыт, мотивацию развиваться дальше.
Благодарю за такой замечательный год!

 

Анатолий Захарчук (Уссурийск)
При том, что я далеко не новичок в фотографии, но за эти десять месяцев мне часто приходилось чувствовать себя первоклассником, постоянно открывая для себя новый мир. При этом приходилось открывать и понимать и самого себя — некоторые задания, лично для меня, были очень стрессовыми, приходилось ломать в себе психологические барьеры, далеко не все из которых удалось сломать. Некоторые задания шокировали (ню с незнакомцем), некоторые дарили новый друзей: 3 часа общения с Аней Шулятьевой были просто откровением(скайп-гости); некоторые воспитывали чувство логтя и командной работы (вербатим); все вместе они давали и новые знания и открывали новых людей для меня.

Программа обучения была очень хорошо продумана в отношении теория-практика. Могу точно сказать. что за этот неполный год я и мое понимание фотографии поменялись, многое окончательно, многое еще предстоит осмыслить и, несомненно, я хочу еще! Такой умственной и эмоциональной встряски, уверен, я не получу ни в одном другом учебном заведении, связанным с фотографией!

 

Анна Главатских (Казань)
Прошедший год обучения в «ДокДокДок» дал мне очень многое, приблизил к понимаю современной фотографии. Школа стала тем базисом, на который постепенно, я думаю, будут накладываться новые знания и умения. Нам было дано столько разной, полезной информации, что сложно выделить что-то конкретное. Особенно запомнились лекции по портретной съемке, на которых нам раскрыли основные детали хорошего портрета, о том, как снимать сообщества и делать проекты о месте. Очень полезны были и встречи с фотографами и лекции по смежным дисциплинам. Стоит также отметить фотоэкспедиции — такой формат обучения наиболее эффективен, потому что здесь ты практикуешься, получаешь моментальный отзыв о своей работе и работаешь над ошибками. Обучаясь онлайн, я, конечно не была включена в школьную атмосферу, не познакомилась со всеми ребятами ближе, но я рада, что у меня была возможность стать частью этой школы. Спасибо, Миша!

 

Евгения Жуланова (Сочи, Салехард)

zhulanovaО курсе я узнала в 2013 году на летней школе «Русского репортера». Но учиться не пошла, не знаю почему. Интерес к документальной фотографии стал как будто угасать из-за лени, недостатка общения с другими фотографами, отсутствия некой базы необходимой для работы. Но через год праздности и грусти я все-таки пошла учиться на курс документальной фотографии к Мише Доможилову.

Все мое обучение происходило через скайп-трансляции. Конечно, очень хотелось, хоть раз живьем посидеть на лекции и познакомиться с одногруппниками, среди которых у меня появились воображаемые друзья. Но это не мешало учебе – работа со скайпом хорошо отлажена, и хотя можно не расчесываться перед занятием и курить во время, все равно чувствуешь себя полностью включенным в обсуждения и работу.

Материал в лекциях структурирован и нацелен на практику, минимизированы всякие философские напасти. С другой стороны, нам был предложен к прочтению список литературы, который как раз позволил обрести некоторые представления о философии, истории и теории фотографии.

Для меня самой, пожалуй, самой важной была лекция по этике фотографа. Меня угнетал один фотографический опыт из прошлого. В ходе обсуждений различных этических кодексов и составления своего, мне, кажется, удалось найти способ оградить себя от подобных хреновых случаев.
Provintsiya kak zrelische__0008

Станислав Должницкий (Санкт-Петербург)

В жизни часто бывает, что совершенно гениальные люди, мастера своего дела, оказываются неспособны передать свое мастерство ученикам. Увы, это так – если ты хорош в своем деле, это совсем не значит, что ты окажешься хорошим преподавателем. Все-таки этот дар – учить, дан не каждому. Но мне страшно повезло: Миша Доможилов, курс документальной фотографии которого я закончил в этом году, уверенно и иронично, доходчиво и красноречиво, педантично раскладывая по полочкам все свои знания и терпеливо растолковывая, что на какой полке лежит, разорвал годами сформировавшийся шаблон.

Программа курса была продумана по шагам, задания вытекали последовательно друг за другом, являясь логичным продолжением пройденного материала. Грамотно расставлены акценты в теоретической и практической частях. Миша не давал нам сухой прожеванный фотографический опыт, он проживал его вместе с нами, подталкивая и мотивируя, что он делает очень метко и настойчиво. Мы устраивали мозговые штурмы, придумывали собственный кодекс фотодокументалиста, разрабатывали коллективные проекты, ездили в экспедиции и много, очень много говорили. Являясь, без сомнения, очень талантливым организатором, Миша создал обучающую программу, способную поставить на ноги любого, кто хотя бы раз всерьез задумывался о фотографии, заставляя не просто учиться, но сразу воплощать в жизнь серьезный жизнеспособный проект, ставя, при этом себе самые высокие планки. Резюмирую: у Миши Доможилова получился зачетный курс фотодокументалистики, а сам он самим своим существованием утверждает: талантливым фотографом и единовременно отличным преподавателем быть можно.

 

Таисия Шарафутдинова (Санкт-Петербург)

Я и думать не знала, куда я попала. «Курс документальной фотографии» – звучит очень серьезно. Прям чересчур. Но в этом году я смеялась, как никогда. Подобралась отличная группа – люди со сходными интересами, с которыми всегда есть, о чем поговорить.

Первые полгода – проверка на прочность на грани между смешным и страшным. Потом вам нужно выбрать тему проекта и вы долго думаете, очень долго, так долго, что остается на все месяц-два. И тогда вы быстро и много работаете.

Занятия устроены так, что вы просто не можете не получить отдачу. Куратор поддержит и подскажет, если дело того стоит, и скажет откровенно, если так делать не надо. Еще, конечно, вы будете страдать, переснимать и даже подумаете все бросить, а потом, может быть, снимите сногсшибательную серию.

Лекции, обсуждения домашних заданий, один новогодний спектакль(!), просмотр проектов, экспедиции, защита выпускных работ, наконец. И даже если вы ничего не снимите и выйдете с курса без проекта, что маловероятно, но возможно, вам все равно будет, что вспомнить – личный опыт общения с прекрасными людьми и преподавателем.
000004550007

 

Валерий Зайцев (Санкт-Петербург)

Документальной фотографии можно научится. Вопрос – где качественнее? Конечно, там, где вам будут уделять время. У Михаила Доможилова вы гарантированно получите индивидуальный подход. Ваше сознание перевернется и вы поймете, как сделать свой первый проект, который не будет носить клейма «учебный».
2015_02_19_18_56_59_0106

 

Анна Марченкова (Екатеринбург)

Все обучение я радовалась и это не преувеличение!

Радовалась переезду в Санкт-Петербург (удалось попробовать обе системы – и по скайпу, и в группе, второе, неоспоримо, лучше), радовалась прозрачности системы обучения (все понятно и решения принимаются коллективно), радовалась структурированности информации (особенно мой мозг, которому надо разложить все по полочкам), радовалась объективности информации и получению новых каналов доступа к ней, радовалась знанию, радовалась новым людям – это вообще особенная ценность – быть среди таких же неравнодушных к делу, радовалась экспедициям – кажется, это теперь моя слабость, можно заводить карту России и отмечать на ней области, в которых удалось побывать, и так закрасить всю страну, радовалась заданиям и изменениям, происходящим в голове в ходе выполнения, радовалась новым знакомствам, связям, погружению в фотосреду и тусовку,  радовалась результатам, они, конечно, спорные, но порадоваться можно, радуюсь сейчас и выражаю невероятную благодарность человеку невероятного масштаба!
10845590_421641658000302_2691534716532288259_o

 

Наталья Булкина (Санкт-Петербург)

Миша Доможилов очень объемно и наглядно дает информацию. Современная журналистика вышла далеко за рамки классического репортажа, и на курсе можно узнать, что такое язык фотографии, какие бывают истории, как получить доступ, какие есть конкурсы и гранты. А еще этот курс не совсем про фотографию. Это и про саму себя любимую, про свои границы, страхи и опасения. И про выход из зоны комфорта, если хватит смелости. А еще на занятиях интересно и весело, так что скучать не приходится.
10924182_402958153201986_6635790736938507385_o

 

Анастасия Ярушкина (Казань)

В курсе Миши Доможилова мне нравится его пошаговый подход к обучению, это для тех, у кого есть большое желание снимать, но нет понимания, с чего стоит начать и как развиваться. Миша дает действенную инструкцию, в ходе выполнения которой узнаешь много нового о собственных возможностях преодоления препятствий в попытке прямого контакта с действительностью. Важным для меня было научиться деликатному обращению с документированием, бережному фиксированию реальности, когда субъективный взгляд не перекрывает первостепенность передачи информации, и на первом плане остается повествование. Обучая, Миша всегда делится опытом работы, мотивирует и искренне готов помочь каждому. В целом курс нескучный и насыщенный.

Если выполнять все задания, то можно научиться не только снимать документальную фотографию, а еще многим общечеловеческим вещам, например, как выходить из зоны комфорта или правильно приставать к людям на улице.

10914940_482077908623343_8503480548472358710_o

 

Кристина Сырчикова (Самара)

Михаил Доможилов – отличный преподаватель. Все разжует, объяснит, на все вопросы ответит и дальше направит. Самое главное, что это не просто разговоры, а с реальным осязаемым результатом. И с вставшими на место мозгами. Люблю, когда так.

 

Дарья Нестеровская (Москва)

Огромное спасибо Мише Доможилову за его профессионализм и преданность любимому делу, за то, что является настоящим Учителем и самым лучшим примером. Спасибо за все домашние задания, которые меняли не только мое отношение к фотографии, но и к тому, как нужно работать, мое отношение к себе и людям, заставляли думать и смотреть на вещи с разных сторон. Спасибо за новых друзей и знакомых, за приключения и рост над собой! Трудно описать, насколько важным был для меня этот опыт, как изменил меня и как много дал.

И, конечно, очень здорово, что реализована возможность учиться по Skype, без которой для меня и многих моих сокурсников все это было бы просто невозможно!

 

Варвара Кузьмина (Владимир)

Самое первое и решающее для меня – возможность учиться дистанционно из любой точки земли. И встроить обучение в свою жизнь, ничего не меняя в ней кардинально. Это возможность попасть в контекст современной фотографии и искусства, живя, к примеру, в провинции, и это принципиально новая возможность, аналогов, которой в нашей стране просто нет. Минусом такого обучения является формат онлайн-конференции, к которому нужно привыкнуть. У меня на это ушло несколько первых месяцев. Сложность в том, чтобы привыкнуть воспринимать информацию на слух, бывают перебои со связью, иногда выпадаешь из общения, так как не видишь всю группу целиком и не понимаешь кто и что сказал. Но к концу я все же научилась различать всех по голосам и уже не испытывала особых сложностей.

Если говорить про программу обучения у Михаила Доможилова, то мы много говорили о том, из чего складывается хороший проект и его различных аспектах. Это полностью совпало с моими личными целями на этот год обучения. До того у меня не было ни одного собственного проекта, за год я сняла три, причем они получили отметки жюри на двух престижных конкурсах. Год назад такое казалось мне фантастикой. Но нужно понимать, что чудес не бывает, и результаты зависят от нас самих. Придется тратить время на самообразование и выполнять много домашних заданий, зачастую они довольно объемные и сложные. Мотивация высокая первые месяцы сама по себе, потом ее приходится поддерживать, заставлять себя что-то делать, находить для этого время, отставляя на второй план остальные дела и желания.

Большой плюс обучения – это экспедиции, особенно для тех, кто учится дистанционно.

Это возможность реального общения, которого так не хватает при обучении онлайн, опыт полевой работы под руководством Михаила и испытание своих возможностей в максимально сжатые сроки. Я побывала только в одной экспедиции, за год обучения была возможность поехать в четыре. Лично для меня это был очень полезный опыт: я поняла, как много можно сделать всего за неделю, при том, что дома можно раскачиваться месяцами; осознала свои сильные и слабые стороны, поняла над чем стоит работать; начала лучше понимать, какие темы и направления для исследования мне на данный момент интересны.  Большой плюс Миши как преподавателя – отсутствие давления на художественный язык студентов, он дает возможность каждому искать свой способ выражения.

 

Артем Процюк (Санкт-Петербург)

Совершенно точно можно сказать, что я получил от курса в разы больше, чем ожидал. Занятия в группе сильно стимулируют к действиям, постоянная практика в фотографии в виде домашних заданий раскрыла во мне те качества, которые сильно пригодились в дальнейшей работе. Разбор до мелочей работ других фотографов помогает объективно оценивать свои фотографии. Всего за год обучения, как мне кажется, мы научились не только увереннее чувствовать себя на поле документальной фотографии и фотожурналистики, но и обрели большое количество знакомых в этой сфере, с которыми всегда есть возможность посоветоваться.
Отдельно хочу сказать про куратора Михаила Доможилова, в лице которого я увидел не просто преподавателя, учителя или наставника, а человека, который хочет делиться своими знаниями и опытом. Лекции проходили спокойно, продуктивно и будто в «домашней» обстановке.

 

Татьяна Виноградова (Санкт-Петербург)

Если вы хотите заниматься серьезной документальной фотографией, то ничего лучше курса под руководством Миши Доможилова еще не придумано. Миша отлично мотивирует своих учеников и всегда находит подход к каждому. Полное погружение в документальную фотографию и успешные фестивальные проекты вам гарантированы.
1

 

Марина Меркулова (Ростов-на-Дону)

Я глубоко уверена, что документальная фотография – одна из немногих возможностей путешествовать в реальности, которая дает четкое понимание, что мир намного сложнее, чем новостная повестка дня, что есть люди с удивительными судьбами, и есть места, куда вас в обычной жизни никогда бы не забросило. Я также глубоко убеждена, что мы живем в обществе, где границы между людьми как стены: никто никем по-настоящему не интересуется. Одна из функций документалистики – рушить эти границы, показывать людей людям, рассказывать их истории.

Мне в этом, несомненно, очень помог куратор моего курса Михаил Доможилов. Во-первых, он действительно думает, что документальный фотограф – это лучшая профессия в мире, и легко внушит эту мысль вам (на самом деле так и есть).

Во-вторых, важно, когда обучение происходит по принципу мастерских, поскольку куратор будет видеть, как вы растете, какие у вас есть положительные и отрицательные стороны, что нужно сделать, чтобы снимать лучше. Кроме того, доверять одному человеку проще: говорить о возникающих проблемах, задавать абсолютно любые вопросы и не бояться критики.

В-третьих, у Миши классный фотографический опыт: от съемок чудаков из разных уголков России до серий о националистах и ополченцах Донбасса, поэтому он на личном примере научит работать с разными людьми, сообществами и с разной степенью доступа к ним.

В-четвертых, есть возможность заниматься дистанционно, это для иногородних. В провинции нет адекватных программ по документальной фотографии, а переезжать в Питер или в Москву не у всех есть возможность и желание.

В-пятых, обучение недорогое, но при этом уровень очень высокий (студенты выпусков прошлых лет занимают призовые места в международных и российских конкурсах по фотожурналистике и документальной фотографии).

Да, и напоследок. Денег на документальной фотографии вы не заработаете, не прославитесь, узнавать на улицах вас не будут, поэтому документалистика – самая честная страсть. Она лишь отвечает на важные для вас вопросы, удовлетворяет любопытство к самым разным проявлениям жизни, исследуя которую, точно снесет голову. Вот ради этого и снимаем.

 

Артур Лебедев (Сочи)

Миша отличный преподаватель! Доходчиво и интересно объяснил много материала. Домашних заданий было много и некоторые, прямо сказать, очень нелегкие. В общем, что я скажу. Обучение у Доможилова стоит потраченных денег и времени. Советую!

 

Анастасия Кузьмина (Санкт-Петербург)

Это был год удивительно яркого общения с людьми, объединенными общим интересом – документальной фотографией. И особенная моя благодарность за это нашему куратору, не только успешному фотожурналисту, но и толковому педагогу: у каждого, кто хорошо и интересно снимает, есть дарование делиться этим с другими. Миша Доможилов может. Он искренен. Он увлечен. Он внимателен и добр. Он – учитель, который щедро делится своим богатым опытом с учениками.
Поэтому, неудивительно, что его студенты, даже первогодки, умудряются создавать качественные фотоистории, которые публикуют актуальные СМИ. Успех Мишиных учеников – главный показатель результативности его преподавания. Спасибо, Миша! Хочется учиться у тебя еще!

 

Жанна Позоян (Сочи)

Не хочется писать стандартные клише о том, что все понравилось, поскольку то, что происходило со мной на протяжении последних 9 месяцев, это абсолютно для меня новый опыт.

Курс Миши Доможилова «Документальная фотография» стал точкой входа в новый мир, где эти два слова: «документальная фотография» будут преследовать меня, независимо от моих желаний, планов, обстоятельств жизни, будут преследовать меня постоянно.
Огромное спасибо тебе, Миша. Спасибо за то, что эти тяжелые, болезненные месяцы оставили во мне несоизмеримо больше, чем понимание того, какое место отведено фотографии в моей жизни. Возможно, и даже очевидно, я была не самой примерной ученицей, да что уж там говорить – «не выстрелила», как говорится. Но гораздо важнее то, что курс дал мне надежду, веру в то, что все возможно, все реально – жизнь каждого человека, окружающего нас – и есть та самая «документальная фотография». Для меня, теперь, это лишь вопрос времени.

 

Анна Шефель (Москва)

Сначала ты просто начинаешь фотографировать, а потом ты начинаешь фотографировать осознанно. Фотография очень многогранна, и понимание этого приходит после того, как знакомишься с документалистикой. Открывается новый мир, завязанный и на искусстве, и на психологии, и на социологии. Но без хорошего руководства и нужных советов тут, конечно же, можно утонуть. Миша с должным вниманием к каждому делится опытом, интереснейшими фактами и приемами, для того, чтобы каждый не только узнал, но и попробовал все сам. Знаток своего дела с детальной ясностью расскажет, объяснит и поможет встать вам на удивительный путь документального фотографа и фотожурналиста.

 

Вячеслав Шатровой (Санкт-Петербург)

В курсе документальной фотографии Михаил Доможилов давал очень много полезной и актуальной информации. Именно на курсе Миши я понял, что хороший куратор – это не тот, кто просто дает задания и какой-то материал для изучения, а тот, кто заинтересован в росте своих воспитанников, вдохновляет и подталкивает их, огнем и мечом искореняет в них все попытки сидеть и лениться. После курса Миши фотографическое будущее для меня стало не таким туманным, я понял, в какую сторону надо развиваться, и что для этого нужно. Отдельный респект за задания, призванные сломать наши внутренние барьеры. Не скажу, что сломал все, но часть точно.

 

Ксения Иванова (Санкт-Петербург)

За год обучения я узнала, каким образом можно сделать свой собственный документальный фотопроект (начиная с организации процесса съемок и заканчивая промоушеном), из каких направлений состоит сегодня некоммерческая фотография и куда она движется, как сделать психологический портрет и многое другое, включая чисто технические моменты.
Кроме того, Миша Доможилов обладает тайным знанием «волшебного пинка» и умеет вдохновлять на такие вещи, о которых мы в начале не могли и помыслить. В качестве некоторых результатов моего обучения можно считать победу в конкурсе «Молодые фотографы России – 2015», публикации в отечественных и зарубежных изданиях (Огонек, Meduza.io, Courier Japon).
11_0W1A2339

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

 

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Твитнуть

Подпишитесь на нашу рассылку