Против бинарной системы обратной связи

В связи с этим я хочу поделиться своим взглядом, к тому же давно хотел высказаться на тему. С бинарной нерасширенной системой обратной связи говно-неговно я сталкивался абсолютно во всех местах, где учился фотографии в России. Исключением были воркшопы зарубежных авторов, в разы более тактичных — даже дипломатичного вкатывания в асфальт там не было, а была поддержка и разъяснения. Отчасти под действием этого наблюдения я прочел пачку книг о современном образовании и попытался внедрить некоторые методы в свою преподавательскую практику.
Интересно, что будучи противником бинарной системы оценки, как и оценки в баллах, я периодически вынужден противостоять студенческим просьбам дать однозначно положительную или однозначно отрицательную оценку их фотографий или идей, даже после расширенной обратной связи и дискуссии с другими участниками в группе. С одной стороны я понимаю, что это наше общее школьно-институтское наследие — зависимость от оценки, давление учительского авторитета, иерархичность. С другой стороны, творческая фотография хороша в том числе своей неоднозначностью, но неоднозначность может и фрустрировать (особенно начинающего) автора. Фрустрация вообще не редкость, даже я бы сказал — неизбежные эпизоды в пути автора. В этот момент особенно хочется, чтоб кто-то сказал, как делать. Но я сопротивляюсь — на мой взгляд, задача куратора показать многообразие возможностей, многообразие способов работы с той или иной темой. Что же до дискуссий в группе, то это довольно болезненная тема, выстроить коммуникацию так, чтоб люди говорили, и чтоб выходило конструктивно и без эффекта демотивации другого.